4. Подготавливается анкета для выбора из сформированных утверждений лучших. Задание анкеты гласит:
Укажите, пожалуйста, степень Вашего согласия с каждым из приведенных утверждений относительно телеканала ОРТ [35].
- 2 (совершенно не согласен);
- 1 (скорее не согласен);
0 (не то, чтобы да, и не то, чтобы нет);
+1 (скорее согласен);
+2 (полностью согласен)
5. Первый тур опроса проводится среди той группы респондентов, для изучения которой разрабатывается анкета. В реальных исследованиях берется порядка 50 респондентов. Для курсовой работы их должно быть 16 или 20, при выполнении лабораторной работы – 12 или 16. В реальных ситуациях опрос можно проводить не только в специальном помещении для исследований среди специально отобранных респондентов, но и прямо на улице[36].
6. Ответы вводятся в Excel (в таблице строки соответствуют вопросам, столбцы – респондентам). Пример собранных ответов дан в табл. 8.
Первый столбец таблицы ответов содержит номер утверждения, а второй – текст утверждения.
В третьем столбце указывается 1, если утверждение априорно положительное, и -1, если оно априорно отрицательное. Для заполнения этого столбца следует провести мысленный эксперимент: предсказать, как ответят на данный вопрос люди, относящийся к исследуемому объекту наилучшим образом и наихудшим (такими были респонденты 5 и 6 соответственно). Если первый полностью соглашается с утверждением, а второй с этим же утверждением совершенно не согласен, то утверждение принимается априорно положительным. Если наоборот – априорно отрицательным. Если ответы будут одинаковыми или их нельзя предсказать, утверждение двусмысленно и его следует удалить.
Следующие столбцы соответствуют респондентам.
7. Первичное преобразование ответов заключается в умножении каждого ответа на значение, содержащееся в соответствующей строке второго столбца. Лучше не изменять таблицу исходных ответов, а создать новую таблицу. Дальнейшая работа будет вестись с преобразованной таблицей. Табл. 9 содержит результаты описанных расчетов для рассматриваемого примера.
8. Подсчитывается сумма ответов каждого респондента (по столбцам). Хотя среди утверждений есть как хорошие, так и плохие, принимается допущение, что хороших утверждений все же больше. Следовательно, чем больше сумма преобразованных ответов данного респондента, тем его отношение лучше. Столбцы табл. 9 отсортированы по убыванию суммы преобразованных ответов. Видно, что у респондента 5 сумма максимальна, а у респондента 6 – минимальна. В этом и состоит цель умножения на значения столбца Вес табл. 8: сумма ответов респондента, лучше всех относящегося к элементу исследования, должны давать максимально возможную сумму, а респондента, относящегося хуже всех – минимально возможную. Тем самым будет выполняться правило: чем лучше относится респондент к элементу исследования, тем выше будет сумма его преобразованных ответов.
Таблица 8
Данные, собранные для разработки шкалы Ликерта
№ |
Утверждения |
Вес |
Респонденты |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
1 |
Хорошее качество изображения |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
-2 |
2 |
1 |
2 |
Хорошее качество звука |
1 |
2 |
1 |
-1 |
2 |
2 |
-2 |
1 |
2 |
3 |
Удобные часы вещания |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
-2 |
2 |
0 |
4 |
Много рекламы |
-1 |
2 |
0 |
2 |
2 |
-2 |
2 |
0 |
2 |
5 |
Много новостей |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
2 |
-2 |
0 |
0 |
6 |
Скучно |
-1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
-2 |
2 |
0 |
1 |
7 |
Познавательно |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
-2 |
-1 |
1 |
8 |
Много современной музыки |
1 |
-1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
-2 |
0 |
0 |
9 |
Много детских передач |
1 |
-1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
-2 |
1 |
2 |
10 |
Много низкопробных сериалов |
-1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
-2 |
2 |
1 |
0 |
11 |
Привлекательные ведущие |
1 |
0 |
1 |
-1 |
2 |
2 |
-2 |
1 |
0 |
12 |
Интересные передачи идут в неудобное время |
-1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
-2 |
2 |
-1 |
-1 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.