Маркетинговые исследования: Методические указания по выполнению курсовой работы и проведения практических занятий, страница 4

1.4. Оценка возможной цены достоверной информации

Теперь рассматривается вариант, когда проводятся исследования ценой VИ=5 тыс.руб. Пусть они дадут точный прогноз количества посетителей магазина: много их будет или мало. Поскольку они еще не проведены, лицо, принимающее решение, считает, что исполнители исследований могут дать два возможных результата, возможности которых оцениваются как P1 и P2: именно так это лицо оценивает внешнюю среду. При получении каждого из ответов будет выбрано наилучшее решение. Если будет дан прогноз S1, то будет найден максимум из E11 и E12, если S2 – то из E21 и E22. Эти решения могут оказаться различными для различных ситуаций, то есть решение, в отличие от предыдущего случая, принимается по реальной ситуации[3]. Общий ожидаемый результат составит

V2 = P1×max(E11,E12) + P2×max(E21,E22) – VИ

V2 = 0,6×30 + 0,4×0 – VИ=18 – VИ, тыс. руб.

Отсюда можно определить возможную цену исследований: V2 должно оставаться больше V1.

18 – VИ > 10    откуда    VИ < 8 тыс. руб.

То есть при цене исследования, предлагаемой в условии задачи           (VИ = 5) исследования проводить целесообразно. Общий результат всего процесса принятия решений:

V = max(V1, V2) = max(10; 18-5) = 13 тыс. руб.

Таким образом, лицо, принимающее решения, обрабатывая ситуацию, показанную на рис. 1, начинает с выбора ветви по правилу, задаваемому последней формулой. Если оказывается, что лучше не проводить исследования (V1 > V2), то выбирается максимум из V11 и V12 и ветвь с наибольшим эффектом. Если же оказывается, что лучше проводить исследования, то дальнейшее решение зависит от прогноза, который они дали.

1.5. Оценка возможной цены недостоверной информации

В более сложных случаях рассматриваются недостоверные прогнозы с оценкой возможностей правильного и ошибочного прогнозов. В этом случае после исследований мнение лица, принимающего решения, остается неопределенным. Значения возможностей состояний среды изменяются, но все же не достигают значений 0 или 1.

Для рассматриваемого примера неточность полученной информации характеризуется матрицей (табл.2).

Таблица 2

Матрица, характеризующая неточность даваемой исследованиями информации

S1

S2

Z1

Q11=0,9

Q12=0,7

Z2

Q21=0,1

Q22=0,3

Итого

1

1

В этой таблице Z1 и Z2 – результаты исследования: прогноз малого и большого числа посетителей соответственно. Qij отражают мнение лица, принимающего решения, о возможности результата исследований Zi при реальном состоянии среды Sj. Обычно исследователи все же чаще дают правильные ответы, чем ошибаются, поэтому Q11 и Q22 больше, чем Q12 и Q21.