Методические указания рассчитаны как на коллективные практические занятия в аудитории, так и на индивидуальное выполнение заданий и курсовых работ.
Перечень выполняемых заданий, объем и тематика курсовой работы для студентов различных форм обучения определяются преподавателем.
В данном разделе описывается один из путей определения того, следует ли проводить исследования и сколько можно заплатить за них. Одним из наиболее распространенных подходов к принятию маркетинговых решений является рассмотрение ситуации, связанной с риском. Это означает, что по мнению лица, принимающего решения, возможно несколько вариантов развития ситуации. Маркетинговые исследования в этом случае дают прогноз этого развития, что позволяет выбрать правильное решение.
Для решения подобных задач обычно используют метод деревьев решений [3].
Ниже дается пример построения и расчета деревьев решений.
Пусть проблема заключается в том, стоит ли открывать магазин при новой бензозаправочной станции. Имеются две альтернативы:
A1: открывать станцию с магазином;
A2: открывать станцию без магазина.
Неизвестным параметром задачи является количество посетителей станции, которые совершат покупку в магазине. Подразумевается, что этот параметр может принимать конечное число значений. Пусть количество посетителей может быть большим (S1) или малым (S2). У лица, принимающего решение, есть мнение относительно возможностей каждого из событий: P1=P(S1)=0,6 и P2=P(S2)=0,4. Возможность[1] в данном случае определяется как степень уверенности лица, принимающего решения, в наступлении определенного события и находится в пределах от 0 до 1. Для задач с риском возможности больше нуля и меньше единицы. Если лицо, принимающее решение, абсолютно уверено в будущем состоянии внешней среды (пусть даже эта уверенность ошибочна), задачи в условиях риска не возникает.
Пусть далее некоторым способом, например, экспертным, получены оценки результатов Eij, которые будут иметь место во всех возможных ситуациях (табл. 1). Eij – чистая прибыль от проекта, полученная как разница между доходами и расходами за рассматриваемый период.
Таблица 1
Результаты, ожидаемые в различных случаях, тыс.руб.
S1 |
S2 |
|
A1 |
E11 = 30 |
E12 = –20 |
A2 |
E21 = 0 |
E22 = 0 |
Для прогнозирования количества посетителей можно заказать маркетинговые исследования стоимостью Vи=5 тыс. руб. Считается, что результат этих исследований точно предскажет, много или мало посетителей будет на бензозаправочной станции.
Чтобы полностью раскрыть проблему принятия решений прежде, чем приниматься за ее решение, в данной ситуации удобно воспользоваться деревом решений, из которого видна последовательность и взаимосвязь решений. Для рассматриваемого примера оно имеет вид рис. 1. Принимаемые решения обозначаются квадратами или прямоугольниками, неконтролируемые события – кружками (овалами). Решения и события связываются стрелками, которые задают все возможные пути развития ситуации во времени. Лицо, принимающее решение, «находится» в крайнем левом узле этого дерева и может выбрать любой из путей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.