· конкуренция в отрасли: наличие конкурентов и краткая характеристика принципов их деятельности (может потребоваться найти в Интернет сайты конкурентов), барьеры входа в отрасль и выхода из нее, наличие продуктов-субститутов или возможности их создания;
· технология отрасли: возможные изменения технологии, связанные с производством и эксплуатацией выбранной товарной линии;
· законодательство: нормативная и законодательная база деятельности, ее возможные изменения как в лучшую (отмена лицензирования деятельности, государственные программы), так и в худшую (введение обязательной сертификации) сторону, уровень налогов и перспективы его изменения, правила ввоза сырья или вывоза продукта за границу.
Если деятельность организации распространяется на всю РФ (автозавод, крупный производитель бытовой техники), то внешняя среда изучается в масштабе РФ. Если же организация работает на местном рынке (некрупные производители посуды, одежды), то изучается область, город, район.
Каждый фактор оценивается по двум параметрам:
· важность для организации (В – высокая, С – средняя, М – малая);
· влияние на организацию (Б – благоприятное, Н – нейтральное, О – отрицательное).
1.1.3. Еще один способ анализа факторов внешней и внутренней среды подразумевает выполнение следующих шагов:
· определяется, какие ресурсы требуется организации для выпуска выбранной товарной линии или имеющегося ассортимента в целом;
· определяется наличие этих ресурсов в организации;
· определяется величина разрыва между фактическим состоянием и потребностью. Оценить эту величину можно по шкале «небольшой», «средний», «большой разрыв».
Для каждого фактора следует указать источник его определения: данные от информированных лиц, Интернет, средства массовой информации, экспертные оценки, самостоятельные оценки. Сильные стороны обычно описываются на сайте компании (однако к ним надо относиться осторожно). Слабыми сторонами может быть неудачный сайт (оценивается лично), малая известность (оценивается, например, по номеру ссылки на организацию при запросе о производителях данного вида товаров). Слабую сторону «высокие цены» необходимо обосновать, сравнив цены разных организаций, например, на яндекс.маркете. То же касается и широты или узости ассортимента. Возможности и угрозы проще всего найти в обзорных статьях по выбранной отрасли.
SWOT-анализ проводится для выбранной товарной линии или всей организации в целом. Первое предпочтительнее, так что далее рассуждения приводятся на примере товарной линии.
Цель анализа – определить, какие мероприятия необходимы для развития выбранной товарной линии.
Для начала определенные ранее важные факторы разделяются по четырем категориям: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы. Сильные стороны – это положительные стороны организации, а слабые стороны – имеющиеся у организации недостатки.
При использовании метода 1.1.2. Факторы, описывающие организацию и попавшие в категории ВБ, СБ, являются сильными сторонами товарной линии, а попавшие в категории ВП, СП – слабыми.
Факторы внешней среды, получившие оценку ВБ, СБ являются возможностями, а попавшие в категории ВО, СО – угрозами.
При использовании метода 1.1.3. малая величина определенного выше разрыва означает сильную сторону или возможность, большой разрыв – слабость или угрозу.
Выявленные факторы удобно расположить в виде табл. Таблица 1.
Таблица 1
Матрица SWOT-анализа
Благоприятное состояние |
Неблагоприятное состояние |
|
Внутренняя среда |
Сильные стороны: … |
Слабые стороны: … |
Внешняя среда |
Возможности: … |
Угрозы: … |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.