Существуют некоторые отраслевые нормы для этого правила[4]:
· корпоративное программное обеспечение: 95/5;
· авиа- и космическая отрасль: 90/10;
· обычное вооружение: 60/40;
· мелкие хозяйственные товары: 58/42.
1. Для того, чтоб провести АВС анализ, следует вначале выбрать классификационный признак продуктов в соответствии с целью анализа. В данном случае это суммарный объем продаж каждого товара за все периоды.
2. Далее продукты сортируются в порядке убывания этого классификационного признака.
3. Затем определяется кумулята объема продаж по товарам. Это нарастающий итог объема продаж. Для товара-лидера продаж он равен объему продаж этого товара, для товара, объем продаж которого на втором месте – сумме объемов продаж первого и второго товара и т.д.
4. Для наглядности анализа удобно построить график зависимости кумуляты объема продаж от номера товара. По оси Х откладываются номера товаров в порядке убывания суммарного объема продаж, а по оси Y – кумулята объемов продаж по товарам. Правильно построенный график должен быть выпуклым вверх.
5. Проводятся горизонтальные границы между группами А и В, В и С. К группе А относятся наименования в списке, начиная с первого, значения кумуляты для которых составляет от 0 до 50-95% от суммарного значения признака для всех продуктов, согласно вышеприведенным рекомендациям. Обычно в эту группу попадает 10-20% всей номенклатуры. Это товары, обеспечивающие основной объем продаж и поэтому подлежащие тщательному контролю и развитию. В группу В попадает от трети до половины наименований продуктов. Им оказывается меньше внимания. К группе С относятся последние позиции номенклатуры, для которых значение кумуляты объема продаж превышает значение 90…95%. Это кандидаты на снятие с производства.
Для проведения ABC-анализа воспользуйтесь следующими практическими рекомендациями. Если кривая кумуляты проходит близко от точки 20% товаров[5]; 80% объема продаж, то выберите уровни 80% и 95%. Если кривая проходит выше этой точки, то выбираются уровни 90% и 95%. Если же кривая изгибается несильно (проходит значительно ниже точки с координатами 20% товаров; 80% объема продаж), то лучше выбрать уровни 50%, 90%.
2.3.2. XYZ-анализ позволяет классифицировать товары, рассмотренные при проведении АВС-анализа, в зависимости от динамики их продаж.
В простейшем случае группировка продуктов при проведении XYZ-анализа осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации объемов продаж по периодам. Коэффициент вариации равен отношению среднеквадратического отклонения значений объемов продаж каждого товара по периодам (функция Excel СТАНДОТКЛОН) к среднему значению объема продаж каждого товара по периодам (Функция Excel СРЗНАЧ).
К категории X относят продукты, которые характеризуются стабильной величиной потребления (коэффициент вариации до 10%). Обычно запасов этих товаров не делают.
Категория Y - это продукты, потребность в которых характеризуется известными тенденциями (например, сезонными колебаниями), а в рассматриваемом случае – коэффициент вариации которых находится в пределах от 10 до 25%. Необходимо создание запасов готового продукта.
Продукты, относимые к категории Z, потребляются нерегулярно. Для них коэффициент вариации превышает 25%. Обычно эти продукты производятся по специальным заказам.
2.3.3. Совмещение результатов АВС и XYZ анализа.
Наложение результатов анализа XYZ на данные ABC-метода образовывает 9 групп товаров, для каждой из них необходимо использовать свои методы управления. Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных ресурсов фирмы и установление на этой основе приоритетов в структуризации бизнес-процессов.
Для групп AX, AY и AZ необходимо тщательное планирование потребности, тщательный учет и контроль, постоянный анализ отклонений от запланированных показателей. Для товаров категории AX определяются планы выпуска (например, ежемесячные), а для категории AZ эффективнее использовать систему снабжения/сбыта по запросам с обязательным расчетом величины страхового запаса. Для ресурсов категории BX, BY, BZ применяются укрупненные методы планирования, поддерживаются запасы готовой продукции. Товары CY, CZ – кандидаты на снятие с производства. Что делать с товаром CX, предлагается подумать самостоятельно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.