Управление продуктом: Методические указания по выполнению курсового проекта и проведения практических занятий, страница 15

· много ли товаров хоть раз попали в тройку лидеров. Если да, то это говорит о высокой гибкости, так как группа лидеров многочисленна;

· сильно ли выделяются лидеры из других товаров. Если да, то необходимо готовить им замену, поскольку, если они попадут под удар, последствия будут тяжелыми. Замена обязательно должна быть готова к моменту завершения жизненного цикла товаров-лидеров.

· увеличивается или уменьшается объем продаж товаров-лидеров. Если он уменьшается, то лидерам нужно искать замену, развивая товары-звезды. Эти товары будут определены ниже.

2.4.4. Отношение долей товаров-лидеров и товаров-аутсайдеров также достаточно наглядно показывает стратегическую гибкость предприятия[7]. Доля рынка товаров-аутсайдеров (С-) определяется аналогично С+. Единственное отличие состоит в том, что берутся наименее успешные товары.

Пример результатов расчета показан в табл. 3. Последняя строка вычисляется как отношение С+-. Это отношение равно 1 для идеальной стратегической гибкости и бесконечности для низкой гибкости, так что его можно назвать мерой негибкости ассортимента[8]. По полученным значениям дайте ответ на вопросы, перечисленные в п. 2.4.2. Сравните эти ответы с полученными в п. 2.4.2.

Дайте рекомендации по выбору количества товаров-лидеров.

Рассчитайте приведенные показатели стратегической гибкости для различных исходных данных (можно взять как варианты, даваемые в приложении, так и предложить свои). Укажите, в чем особенности отображения ситуации на предприятии с помощью каждого из этих показателей.

Сделав обзор литературы, найдите другие способы определения стратегической гибкости. Дайте заключение о том, какой способ предпочтительнее в Вашей ситуации и почему.

Таблица 3

Расчет доли трех товаров-аутсайдеров
и отношения долей лидеров и аутсайдеров по периодам. Пример

Период

1

2

3

4

5

6

Объем продаж товара 4, млн. руб.

13,3

12,2

12,0

9,3

7,8

3,4

Объем продаж товара 5, млн. руб.

11,6

11,8

13,9

14,1

12,7

12,4

Объем продаж товара 6, млн. руб.

9,4

9,7

11,6

14,0

13,8

12,1

Общий объем выпуска, млн. руб.

320,7

320,2

333,0

340,4

346,6

344,1

С-

0,11

0,11

0,11

0,11

0,10

0,08

С+-

3,7

3,6

3,5

3,5

3,8

4,9