Пробное учебное пособие по темам «Ломаная», «Четырехугольник», «Площадь» для восьмого класса, страница 28

21.  Мы предлагаем дать ученикам возможность самостоятельно вывести формулу вычисления площади трапеции. Получившиеся формулы и способы их получения следует вынести на доску.

§ 5.2. О возможной форме работы на уроках геометрии

Если в начальной школе учебный процесс в РО достаточно изучен и подобраны формы работы на уроках, приемлемые для данного возраста, то для подростковой школы, вопрос о том, как построить урок (учебную ситуацию), чтобы обеспечить условия для развития инициативности и учебной самостоятельности школьников остается актуальным.

У подростков дифференциация группы настолько велика, что дать единое задание и добиться одинакового понимания очень сложно. Учителю удерживать класс во фронтальной беседе не удаётся. Более того, сама форма фронтальной беседы не достаточна для индивидуализации учебного процесса. Поэтому учитель нужен как индивидуальный консультант для каждого ученика.

У учителя возникает необходимость передать детям ряд функций организатора учебного процесса и освободить себя для выполнения роли индивидуального консультанта. Но как это сделать?

Мы в качестве средства разрешения данной проблемы предлагаем текст – “памятку”, составленную специальным образом. Это средство изобрела и впервые применила на своих уроках Францен О.А.

“Памятка” — это методическая гипотеза о затруднениях, которые могут возникнуть у учеников при решении задачи. Она составляется на основе идеального решения – набора всех мысленных ходов, необходимых при решении задачи.

Учитель, разрабатывая памятку, преобразует каждый шаг идеального решения в вопрос или задание, не указывающее прямо на результат. Причем “памятку” можно вводить на любом этапе урока (учебной ситуации), включая в неё задания, как на уяснение материала, так и на отработку. Не исключается возможность домашней работы с “памяткой”.

При работе в таком режиме у учеников появляется возможность относительно самостоятельно продвигаться по уроку (учебной задаче), т.к., во-первых, перед ними стоит выбор: работать с “памяткой” или по собственной схеме решения (если ученик умеет её составлять), во-вторых, в самой “памятке” заключается несколько этапов урока (учебной задачи), переход к каждому из которых обозначает не учитель, а ученик для себя сам. Так же ребенок решает, нужна ему консультация с учителем (одноклассником) или нет.

Как отмечают психологи (Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. и др.), в подростковом возрасте актуальным является диалог ребенка с самим собой посредством текста. “Памятка” дает возможность построить такой диалог.

Со временем “памятку” можно усложнять, включать в неё больше этапов урока (учебной ситуации), тем самым, создавая условия для большей самостоятельности школьников.

Приведём примеры “памяток”.

Свойства ромба. Памятка

Задача. Вывести свойства ромба.

1.  Вспомните определение ромба.

2.  Постройте ромб АВСD и сделайте соответствующие определению пометки.

3.  В ромбе АВСD проведите диагональ. Какие новые фигуры вы получили? Что вы можете сказать о этих фигурах? Нанесите на рисунок соответствующие пометки.

4.  Какой вывод можно сделать о диагонали? Запишите.

5.  Подумайте, будет ли для второй диагонали справедлив вывод из пункта 4.

6.  Проведите вторую диагональ в ромбе АВСD. Какие новые объекты вы получили? Что о них можно сказать?

7.  Учитывая результаты пункта 6, сделайте вывод о диагоналях ромба и запишите его.

8.  Сформулируйте свойства диагоналей ромба (см. пункты 4, 7).

9.  Докажите свойства диагоналей ромба.

10.  Из свойств диагоналей ромба вытекает важное следствие: «Биссектриса равнобедренного треугольника, опущенная на основание, …» (продолжите).

Площадь параллелограмма. Памятка

Задача. Вывести формулу вычисления площади параллелограмма.