§ 4.2 Объяснительная записка к главе «Ломаная»
1. Следуя логике получения треугольника в учебнике «Геометрия 7» [2], мы должны получить многоугольник при пересечении нескольких прямых. Однако авторы многих учебников – Погорелов А.В. [17], Щетников А.И. [24], Шарыгин И.Ф. [21], вводят понятие многоугольника через ломаную. Мы задались вопросом, насколько это принципиально.
Исследуя способ получения многоугольника путем пересечения прямых, мы отказались от него. Переход от n прямых к n–угольнику оказался сложным. Следующий анализ подтверждает это.
При пересечении четырех прямых мы должны получить четырехугольник. Но, как видно из рис.4.1, только при пересечении двух параллельных прямых двумя другими параллельными прямыми (рис.4.1.а) можно смело утверждать, что действительно получен четырехугольник. В других случаях кроме четырехугольника получаются еще и треугольники. Например, в случае 4.1.б) образовалось два треугольника и один четырехугольник (рис.4.2).
С отрезками та же ситуация. Все отрезки равноправны у четырехугольников на рисунке 4.1.а), 4.1.в). В других случаях одни отрезки предпочитаются другим (рис.4.4).
Случай 4.1.а) является особым: здесь четыре прямые пересекаются в четырех разных точках. Для пяти и более прямых случай, подобный 4.1.а), невозможен.
Таким образом, наш анализ подтвердил оправданность введения многоугольника через ломаную.
2. При введении представления о ломаной мы столкнулись с проблемой определения ломаной: считать ломаной последовательность соединенных концами отрезков или множество соединенных концами отрезков. Разница обоих подходов видна на рис.4.5.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.