Разработка технических предложений на проектирование (создание) малых и специализированных научно исследовательских судов нового поколения для выполнения геофизических, экологических и других видов исследований, страница 17

Для винтов нормальной является конструкция со съемными лопастями, обеспечивающая замену поломанной лопасти силами экипажа или в базе.

Управляемость судна на всех режимах обеспечивается или при использовании винта регулируемого шага или при использовании электродвигателя в качестве привода. 

Для обеспечения динамического позиционирования винт не используется, суда, имеющие класс динамического позиционирования, для удержания кормы используют кормовое подруливающее устройство.

Винт в поворотной насадке имеет те же преимущества и недостатки, что и винт с рулем. Помимо этого насадка предохраняет лопасти от ударов льдин и плавающего мусора, а также увеличивает тягу на швартовном режиме.

3,4. Винторулевая колонка (ВРК) нормально эксплуатируется в ледовых условиях, соответствующих классу ледовых усилений ARC4. Подобные колонки производятся серийно и имеют СТО РС. При посадке судна на мель или при движении с дифферентом на корму в мелководных районах существует опасность повреждения ВРК. Во избежание повреждений требуется устанавливать ВРК таким образом, чтобы нижняя точка находилась на расстоянии минимум 300-400мм от НКК.

Для обеспечения нормальной работы ВРК в загрязненных акваториях на ВРК устанавливаются специальные уплотнения.

В обеспечение замены поломанных лопастей возможно применение ВРК со съемными лопастями. Управляемость судна на всех режимах обеспечивается или при использовании ВРК с ВРШ или при использовании электродвигателя в качестве привода. Для судов, имеющих динамическое позиционирование, ВРК применяется для удержания кормы.

ВРК с винтом в насадке обеспечивает швартовную тягу примерно в 1,5 раза больше, чем ВРК с открытым винтом при равных диаметрах винта. Также использование насадки позволяет защитить лопасти при движении в мелкобитом льду.

5. Роторно-водометный движитель (типа Schottel SPJ или HRP Shallow Draft thruster) может нормально эксплуатироваться в ледовых условиях, соответствующих классу ледовых усилений ARC4. Размещение движителей в днище судна снижает вероятность попадания льда в рабочие органы. Входное отверстие защищено решеткой, препятствующих попаданию крупных частиц льда, а мелкие частицы льда проходят сквозь движитель, не создавая высокого риска повреждения рабочих органов. Работа в загрязненных акваториях также допустима и не влияет на работу движителя.

Поломка рабочих органов роторно-водометного движителя считается редким явлением, однако ремонт возможен только в условиях базы с использованием квалифицированной рабочей силы.

Использование роторно-водометного движителя в качестве основного движителя невозможно для судов со скоростями выше 7-8 узлов, однако возможно использование в качестве вспомогательного движителя или средства автоматизированного управления. При этом возможно размещение движителя в носу.

6. Водометы имеют возможность эксплуатироваться в ледовых условиях, поскольку прием воды идет из-под днища судна, а само входное отверстие защищено решеткой, таким образом, попадание льда в рабочие органы практически исключено. Однако, как и в случае использования роторно-водометного движителя, ремонт рабочих органов не возможен вне базы и без привлечения квалифицированной рабочей силы.

Также водометы не рекомендуется использовать на судах, для которых предусмотрена возможность посадки на мель.

Как правило, водометные движители используются на высокоскоростных судах – катерах, скоростных паромах, паромах, корветах.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно в качестве движителя далее рассматривались вал с винтом или ВРК в насадке. Применение винта с ВФШ определяется типом привода. Для обеспечения динамического позиционирования на судах с валом и винтом в кормовой части разместить ПУ типа «винт в трубе», в носовой части – ПУ роторно-водометного типа, служащее также в качестве резервного движителя. На судах с ВРК для обеспечения динамического позиционирования разместить в носовой оконечности ПУ типа «винт в трубе».

В качестве основного привода целесообразно применить гребные электродвигатели, приводящиеся током, вырабатываемым главными дизель-генераторами.