Разработка технических предложений на проектирование (создание) малых и специализированных научно исследовательских судов нового поколения для выполнения геофизических, экологических и других видов исследований, страница 11

В случае нагрузки судна с 10% запасов посадка на ровный киль может быть обеспечена приемом балласта.

Во всех рассмотренных случаях период бортовой качки не превышает 8 секунд. Данная величина мала и негативно влияет на жизнедеятельность экипажа и научного персонала. При малых периодах качки имеют место значительные ускорения, которые могут сказываться на работе научной аппаратуры. 

Как было отмечено выше, на следующем этапе ОКР планируется увеличение надстройки. Это приведет к увеличению аппликаты центра тяжести судна и, соответственно, периода бортовой качки.

Помимо этого для увеличения периода бортовой качки возможны следующие решения:

- установка скуловых килей. Установка скуловых килей является наиболее дешевым и достаточно эффективным способом умерения бортовой качки, на следующем этапе ОКР целесообразно реализовать его;

- применение выдвижных успокоителей качки (типа Brown Brothers фирмы Rolls-Royce). Выдвижные успокоители позволяют эффективно умерять качку. Их недостатком, по сравнению со скуловыми килями, является более высокая стоимость и проблема с размещением в корпусе судна.;

- применение цистерн успокоителя качки. Подобные успокоители часто используются на судах и доказали свою высокую эффективность, однако для малого судна, каковым является МУНИС, их применение осложнено из-за проблем с размещением цистерны. Наиболее удобным местом размещения цистерны успокоителя является двойное дно, однако двойное дно в районе мидель-шпангоута будет занято цистернами МКО, двойное дно носовее района мидель-шпангоута – цистерной очищенных сточных вод, а двойное дно кормовее мидель-шпангоута имеет ступенчатую конфигурацию. 

Полученные на 3-м этапе ОКР главные размерения обеспечивают размещение всех необходимых помещений и оборудования и одновременно позволяют МУНИС иметь характеристики остойчивости и аварийной остойчивости в рамках требований Правил нормативных документов.

На следующем этапе целесообразно проанализировать возможность увеличения надстройки на один ярус и применить скуловые кили для умерения качки.

По данным анализа остойчивости и непотопляемости для МУНИС на 5-м этапе ОКР, требования к остойчивости выполняются по следующим критериям:

-  поперечная метацентрическая высота;

-  угол максимума ДСО;

-  угол заката ДСО;

-  максимальное плечо статической остойчивости.

Тем не менее, требования к остойчивости не выполняется по основному критерию (критерию погоды К). Остойчивость считается достаточной при К большем или равном 1. Для метеорологических судов, которым является МУНИС в одной из модификаций, коэффициент К рекомендуется принимать не менее 1,5. Для МУНИС на данном этапе проектирования критерий погоды не превышает 1.

Требования к непотопляемости не выполняется по той же причине.

Для выполнения требований к остойчивости и непотопляемости на следующем этапе ОКР целесообразно применить один из вариантов решения данной проблемы:

-  понизить центр тяжести судна;

-  увеличить ширину судна;

-  ликвидировать верхний ярус надстройки.

 

4  Водоизмещение и дедвейт судна

4.2Дедвейт судна при осадке ок. 3,2 м  составляет 196,5 т, в том числе:

Судовые запасы:

Дизельное топливо (MDO)

126,8 т

Смазочное масло

4,5 т

Питательная вода

15,1 т

Пресная вода

39,7 т

Экипаж с багажом

2,0 т

Научная группа с багажом

1,3 т

Провизия

2,0 т

Расходные материалы

5 т

Итого:

196,5 т

4.3  Суммарная площадь стационарных лабораторий (с учетом помещения кладовой приборов, оборудования) - ок. 70 м2.

4.4  Количество перевозимых мобильных контейнерных лабораторий  -  1.

4.5  Осадка судна при посадке по грузовую марку в морской воде плотностью 1025 кг/м3 составляет:

-   для судна с категорией ледовых усилений Ice3 - 3,22 м;

-   для судна с категорией ледовых усилений Arc4 - 3,25 м.