Соответственно между (5.1) и (5.2) получается при допускаемых напряжениях = (49¸57) МПа.
Диаметр упорного вала следует увеличить не менее чем на 10% по сравнению с диаметром промежуточного вала. Минимальный диаметр гребного вала
. (5.3)
В формуле (5.3) коэффициент = 1,22 при бесшпоночном соединении гребного вала с винтом и для случая, когда гребной винт крепится к фланцу, откованному заодно с валом; = 1,26, если рассматриваемое соединение предусматривает шпонку. После кормового дейдвудного подшипника в нос диаметр гребного вала можно постепенно уменьшать до , однако в пределах дейдвудной трубы его величина не должна быть меньше значения, подсчитанного по (5.3) при = 1,15.
Конструкции соединения ступицы винта с гребным валом считаются наиболее напряженными, именно здесь чаще всего зарождаются усталостные трещины. Для уменьшения концентрации напряжений целесообразны бесшпоночные соединения. В тех случаях, когда наличие шпонки становится обязательным требованием, шпоночный паз плавно закругляют радиусом не менее 0,01 . Выход шпоночного паза сдвигают в корму на расстояние = 0,2 от основания конуса и ему придают ложкообразную форму (рис. 5.13). Коническое сопряжение гребного вала с винтом выполняют с конусностью 1:12 при наличии шпонки и 1:15 при бесшпоночном соединении. Длина конуса гребного вала = (1,6¸3,0) .
Рис. 5.13. Ложкообразная форма шпоночного паза
Приведенные формулы предлагают, что валы изготовлены из стали с пределом прочности = 400 МПа и не имеют поверхностного упрочнения. Если > 400 МПа, то Правила Российского морского регистра допускают уменьшение диаметра валов в соответствии с формулой
.
Максимальное значение предела прочности также ограничивают и его величина не должна превышать 800 МПа для промежуточного и упорного вала и 600 МПа для гребного вала. Что касается учета поверхностного упрочнения и, следовательно, возможности уменьшения диаметра, то данный вопрос не имеет однозначного ответа, поэтому его каждый раз необходимо согласовывать с Российским морским регистром.
Диаметры валов ледоколов и судов ледового плавания должны превышать рассчитанные по приведенным зависимостям на величины, указанные в табл. 5.1.
К гребному валу ледоколов и судов ледового плавания дополнительно предъявляется требование, чтобы при ударе лопасти гребного винта о лед напряжения в валопроводе не превышали предела текучести, другими словами, чтобы гребной вал не получал остаточных деформаций при поломке лопасти. В аналитической форме данное требование выполняется, если
, (5.4)
где = 10,8 при £ 0,25 и = 11,5 при > 0,25; и – диаметр гребного винта и его ступицы, соответственно; и – ширина (м) и толщина (мм) лопасти в расчетном корневом сечении; и – пределы прочности материала лопасти и гребного вала.
Таблица 5.1
Увеличение диаметра валов (%)
Валы |
Ледоколы |
Суда с ледовым усилением |
||||||
бортовой |
средний |
ЛУ7 |
ЛУ6 |
ЛУ5 |
ЛУ4 |
ЛУ3 |
ЛУ1, ЛУ2 |
|
Промежуточный и упорный |
20 |
18 |
15 |
13,5 |
12 |
8 |
4 |
0 |
Гребной |
50 |
45 |
30 |
25 |
20 |
15 |
8 |
5 |
Конструктивные особенности ВРШ требуют применения валов с внутренней расточкой. Косвенно доказано, что с увеличением степени расточки вала ресурс подшипников растет, следовательно, преимущество полых валов очевидно. Обычно диаметр осевого сверления не превышает 40% от диаметра вала . При необходимости диаметр расточки можно увеличить, одновременно корректируя наружный диаметр . Между указанными диаметрами существует следующая зависимость:
. (5.5)
Ранее отмечалось, что валы, которые эксплуатируются в забортной воде, должны иметь гидроизоляцию. Если роль защитного устройства выполняет облицовка, то ее толщина (мм) определяется по формуле
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.