Крутящий момент так же, как тангенциальная сила, является периодической функцией угла поворота коленчатого вала. Зависимость момента от суммарного действия сил давления газов, сил инерции и тяжести движущихся масс устанавливается численно в виде совокупности последовательных ординат и нередко задается графически. Такую периодическую кривую удобно представить в форме тригонометрического ряда посредством гармонического анализа. Другими словами, крутящий момент кривошипа можно выразить так
                ,     (5.43)
,     (5.43)
где  – среднее значение момента;
 – среднее значение момента;  и
 и  –
амплитуды синусных и косинусных составляющих;
 –
амплитуды синусных и косинусных составляющих;  – угол поворота
коленчатого вала;
 – угол поворота
коленчатого вала;  – минимальный порядок: для
четырехтактных ДВС
 – минимальный порядок: для
четырехтактных ДВС  =0,5, для двухтактных двигателей
=0,5, для двухтактных двигателей  = 1.
 = 1.
Параметры формулы (5.43) вычисляют по уравнениям Бесселя.
Предварительно отрезок кривой крутящего момента, соответствующий периоду
рабочего процесса ДВС, делят на  равных частей, обычно
 равных частей, обычно                          >
6
 >
6 , где
, где  –
максимальный порядок гармонических составляющих (рис. 5.31). Если ординаты
точек деления
 –
максимальный порядок гармонических составляющих (рис. 5.31). Если ординаты
точек деления                                                                   ¹
(
 ¹
( = 1, 2,…,
 = 1, 2,…,  +1) при
условии
+1) при
условии  , то
, то
 ;
;   ;
;
 .
.

Рис. 5.31. Дискретизация крутящего момента двухтактного двигателя
Расчет по формулам Бесселя производят последовательно для
всех интересующих порядков. С точки зрения динамической нагруженности
валопровода достаточно ограничиться рассмотрением только низших гармоник до  = 12¸15.
Объясняется это тем, что тригонометрический ряд (5.43) затухнет, хотя и
медленно. По этой причине для высоких порядков амплитуды гармонических моментов
становятся незначительными.
 = 12¸15.
Объясняется это тем, что тригонометрический ряд (5.43) затухнет, хотя и
медленно. По этой причине для высоких порядков амплитуды гармонических моментов
становятся незначительными.
После вычисления всех коэффициентов  и
 и  тригонометрический
ряд Фурье записывают в более простом виде:
 тригонометрический
ряд Фурье записывают в более простом виде:
                          ,                 (5.44)
,                 (5.44)
где
 ,
,   .
.
Изложенный порядок определения вынужденных моментов легко реализуется на ЭВМ. В этом случае исходными данными служат ординаты тангенциальной силы в функции угла поворота коленчатого вала для всех резонансных режимов эксплуатации валопровода.
На ранних стадиях проектирования значения амплитуд гармонических
моментов (5.44) можно оценить приближенно по графическим зависимостям на рис. 5.32
[36]. Пользуясь этими графиками, определяют гармонический коэффициент  в функции среднего индикаторного давления
 в функции среднего индикаторного давления  . Его величину предварительно подсчитывают
по формуле
. Его величину предварительно подсчитывают
по формуле
 ,
,
где  – среднее индикаторное давление,
соответствующее номинальной частоте вращения
 – среднее индикаторное давление,
соответствующее номинальной частоте вращения  ;
;  – частота вращения коленчатого вала на
резонансном режиме;
 – частота вращения коленчатого вала на
резонансном режиме;  – показатель степени,
 – показатель степени,  = 2 при работе двигателя по винтовой
характеристике.
 = 2 при работе двигателя по винтовой
характеристике.
С учетом гармонического коэффициента амплитуда вынуждающего момента будет:
для рядного ДВС
 ;
;
для V-образного двигателя
 ,
,
где  – угол между вспышками в
цилиндрах одного кривошипно-шатунного механизма.
 – угол между вспышками в
цилиндрах одного кривошипно-шатунного механизма.
Переменный крутящий момент, обусловленный работой гребного винта в неравномерном потоке воды, может быть также представлен в виде совокупности отдельных гармонических составляющих. При отсутствии более точных данных амплитуды гармонических моментов определяются ориентировочно по справочным данным. В табл. 5.7 приведены значения гармоник в зависимости от среднего крутящего момента.
Таким образом, определение моментов, которые вызывают крутильные колебания, по существу, сводится к получению гармонических составляющих, имеющих наибольшие амплитуды. На этом основании напряжения от колебаний вычисляются для каждой гармоники в отдельности, после чего результаты суммируют.

Рис. 5.32. Гармонические коэффициенты судового дизеля
Таблица 5.7
Гармоники крутящего момента от гребного винта
| Число лопастей | Порядок                  | Амплитуда  | Порядок                  | Амплитуда  | 
| 3 4 5 | 3 4 5 | 0,042 Mкр m 0,076 Mкр m 0,090 Mкр m | 6 8 10 | 0,043 Mкр m 0,026 Mкр m 0,015 Mкр m | 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.