Основы проектирования и расчета судового валопровода, страница 25

Крутящий момент так же, как тангенциальная сила, является периодической функцией угла поворота коленчатого вала. Зависимость момента от суммарного действия сил давления газов, сил инерции и тяжести движущихся масс устанавливается численно в виде совокупности последовательных ординат и нередко задается графически. Такую периодическую кривую удобно представить в форме тригонометрического ряда посредством гармонического анализа. Другими словами, крутящий момент кривошипа можно выразить так

               ,     (5.43)

где  – среднее значение момента;  и  – амплитуды синусных и косинусных составляющих;  – угол поворота коленчатого вала;  – минимальный порядок: для четырехтактных ДВС =0,5, для двухтактных двигателей  = 1.

Параметры формулы (5.43) вычисляют по уравнениям Бесселя. Предварительно отрезок кривой крутящего момента, соответствующий периоду рабочего процесса ДВС, делят на  равных частей, обычно                          > 6, где  – максимальный порядок гармонических составляющих (рис. 5.31). Если ординаты точек деления                                                                   ¹ ( = 1, 2,…, +1) при условии , то

;

.

Рис. 5.31. Дискретизация крутящего момента двухтактного двигателя

Расчет по формулам Бесселя производят последовательно для всех интересующих порядков. С точки зрения динамической нагруженности валопровода достаточно ограничиться рассмотрением только низших гармоник до  = 12¸15. Объясняется это тем, что тригонометрический ряд (5.43) затухнет, хотя и медленно. По этой причине для высоких порядков амплитуды гармонических моментов становятся незначительными.

После вычисления всех коэффициентов  и  тригонометрический ряд Фурье записывают в более простом виде:

                         ,                 (5.44)

где

.

Изложенный порядок определения вынужденных моментов легко реализуется на ЭВМ. В этом случае исходными данными служат ординаты тангенциальной силы в функции угла поворота коленчатого вала для всех резонансных режимов эксплуатации валопровода.

На ранних стадиях проектирования значения амплитуд гармонических моментов (5.44) можно оценить приближенно по графическим зависимостям на рис. 5.32 [36]. Пользуясь этими графиками, определяют гармонический коэффициент  в функции среднего индикаторного давления . Его величину предварительно подсчитывают по формуле

,

где  – среднее индикаторное давление, соответствующее номинальной частоте вращения ;  – частота вращения коленчатого вала на резонансном режиме;  – показатель степени,  = 2 при работе двигателя по винтовой характеристике.

С учетом гармонического коэффициента амплитуда вынуждающего момента будет:

для рядного ДВС

;

для V-образного двигателя

,

где  – угол между вспышками в цилиндрах одного кривошипно-шатунного механизма.

Переменный крутящий момент, обусловленный работой гребного винта в неравномерном потоке воды, может быть также представлен в виде совокупности отдельных гармонических составляющих. При отсутствии более точных данных амплитуды гармонических моментов определяются ориентировочно по справочным данным. В табл. 5.7 приведены значения гармоник в зависимости от среднего крутящего момента.

Таким образом, определение моментов, которые вызывают крутильные колебания, по существу, сводится к получению гармонических составляющих, имеющих наибольшие амплитуды. На этом основании напряжения от колебаний вычисляются для каждой гармоники в отдельности, после чего результаты суммируют.

Рис. 5.32. Гармонические коэффициенты судового дизеля

Таблица 5.7

Гармоники крутящего момента от гребного винта

Число           лопастей

Порядок                

Амплитуда

Порядок                

Амплитуда

3

4

5

3

4

5

0,042 Mкр m

0,076 Mкр m

0,090 Mкр m

6

8

10

0,043 Mкр m

0,026 Mкр m

0,015 Mкр m

10.6. Определение демпфирующих моментов