Таблица 5.5
Справочные данные для вычисления коэффициентов внешней нагрузки и определения внутренних усилий
Виды нагрузок |
Изгибающие моменты |
Поперечные силы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Под действием внешних и внутренних усилий в валопроводе возникает сложное напряженно-деформированное состояние. Его полное и точное определение наталкивается на известные трудности, связанные с трудоемкостью вычислений, погрешностью составления расчетной модели и допущениями теории упругости. В традиционном виде расчеты, как правило, ограничиваются получением запасов прочности в опасных сечениях. Такие сечения устанавливаются на основе сопоставления конструктивной схемы валопровода с эпюрами внутренних усилий, опыта эксплуатации и статистических данных о повреждениях в валах. Все указанные методологические принципы дают право говорить о наибольшей нагруженности гребного вала, а в нем уязвимым местом является кормовая часть. Именно в этом участке вала, где амплитуда и среднее значение изгибающего момента и поперечной силы максимальны, концентраторы напряжений ярко выражены и вероятен контакт с забортной водой, наблюдаются разнообразные повреждения, среди которых доминируют усталостные трещины.
Таким образом, расчет долговечности валопровода сводится к определению коэффициентов запаса прочности гребного вала. С помощью их удается косвенно судить о ресурсе. Так, если коэффициент запаса оказывается слишком малым, то вероятность поломки будет чрезмерно большой. Наоборот, большое значение коэффициента свидетельствует о том, что вал имеет завышенные размеры и может быть облегчен, если его диаметр определяется только требованием прочности, а не конструктивными или другими соображениями.
Принято вычислять коэффициенты запаса при расчете гребного вала на статическую прочность и на выносливость. Эти расчеты базируются на детерминированном представлении, как усилий, так и механических характеристик материала. Вместе с тем, упомянутые параметры являются случайными величинами, поэтому их учет возможен при вероятностных методах расчета.
Расчет на статическую прочность преследует цель исключить
появление пластических деформаций в опасных сечениях вала. Поэтому данный
расчет ведут по наибольшим кратковременным нагрузкам. Известно, что несущая
способность материала при статической прочности зависит от предела текучести . По сравнению с лабораторным образцом,
вала будет меньше за счет масштабного
фактора
и концентрации напряжений. Чем выше
теоретический коэффициент концентрации
, тем
сильнее проявляется масштабный фактор, на этом основании
.
Здесь величина зависит от геометрии
концентратора напряжений и для рекомендованных соотношений находится в диапазоне
1,5¸2,5. Что касается масштабного
фактора, то его ориентировочное значение может быть подсчитано по формуле
(5.15)
где – диаметр гребного вала, мм.
Особое место при статическом расчете занимают процедуры
определения максимальных усилий. Специфика этих расчетов заключается в том, что
нагрузки, воспринимаемые валопроводом, переменные по величине и во времени.
Кроме того, валы испытывают действие усилий от изгибных, крутильных и осевых
колебаний. Напряжения, обусловленные колебательными процессами, нередко
являются доминирующими при окончательном назначении геометрических размеров
валопровода. По этой причине расчеты крутильных и осевых колебаний выполняются
и регламентируются отдельно. Что касается изгибных колебаний, то учет
дополнительных напряжений, обусловленных ими, осуществляется соответствующими
коэффициентами динамичности . Сначала величина
выбирается на основе статистических
данных, затем, после расчета изгибных колебаний, уточняется и при необходимости
статический расчет повторяется.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.