Требования неподвижности прессового соединения выполняются, если обусловленные натягом контактные давления создают такие силы трения, которые превышают внешние сдвигающие усилия. Выполнение данного требования при совместном действии крутящего момента и упора дает
. (5.22)
Здесь – коэффициент запаса сцепления, выбирается в зависимости от категории судов по табл. 5.6; – коэффициент трения при круговом смещении, принимается для гребного винта из стали равным 0,15, брон-зы – 0,16, латуни – 0,17; и – средний диаметр конуса вала и длина посадочной поверхности сопрягаемых деталей, соответственно.
Средний диаметр конуса гребного вала является расчетной величиной. Она вычисляется в зависимости от диаметра гребного вала , конусности соединения и длины по формуле
.
Таблица 5.6
Коэффициенты запаса сцепления
Категория судна |
ЛУ7 |
ЛУ6 |
ЛУ5 |
ЛУ4 |
ЛУ3 |
ЛУ1, ЛУ2 |
Без усиления |
Коэффициент запаса |
7,2 |
6,4 |
5,2 |
4,8 |
4,2 |
3,4 |
2,8 |
Известно, что прессовое коническое соединение гребного винта с валом обеспечивается отдельными контактными пятнами. Фактическая площадь контакта составляет всего около 30¸40% от номинальной. В данных условиях для обеспечения стабильности коэффициента трения рекомендуется иметь контактное давление на сопрягаемых поверхностях не менее 40 МПа для бесшпоночных соединений и 30 МПа при наличии шпонки.
Минимальная величина диаметрального натяга прессового соединения
, (5.23)
где , – модули упругости материала вала и гребного винта; , – коэффициенты радиальной податливости вала и ступицы винта, подсчитываются по формулам
; ,
, – коэффициенты Пуассона материала вала и винта; , – диаметры расточки вала и ступицы гребного винта в среднем сечении.
Условие прочности прессового соединения определяется отсутствием возникновения пластических деформаций. Выполнение этого условия дает наибольший расчет натяг:
. (5.24)
Здесь – предел текучести материала гребного винта.
При окончательном назначении натяга и выборе типа посадки учитывают частичное обмятие микронеровностей спрягаемых поверхностей. С учетом реальной шероховатости, измеряемой высотой микронеровностей и , натяг принимают несколько больше расчетного
; .
Посадку назначают в системе отверстия. При этом распределение действительных размеров деталей по полю допусков должно быть таким, чтобы фактический натяг удовлетворял условию < < при всех возможных сочетаниях предельных отклонений.
После выбора посадки и вычисления предельных натягов подсчитывают контактные давления на сопрягаемых поверхностях и проверяют выполнение прочности прессового соединения. Контактное давление связано с натягом соотношением (5.23), следовательно:
.
Прочность прессового соединения оценивается напряжениями в сопрягаемых деталях. Опытные данные свидетельствуют, что наибольшие радиальные и тангенциальные напряжения возникают на внутренней поверхности ступицы гребного винта. Их эквивалентное значение определяется по формуле
.
Подсчитанная выше величина контролируется в процессе насадки и снятия гребного винта гидропрессовым способом. Технология этих работ предусматривает следующие операции. К одному из маслоподводящих отверстий ступицы гребного винта подводится масло от насоса высокого давления (рис. 5.21). При достижении давления, превышающего контактное на 20¸50%, масло поступает в зону сопряжения, растягивая ступицу винта и сжимая вал. После этого плунжер гидродомкрата, установленного на конце гребного вала, перемещает гребной винт. Усилие напрессовки определяется зависимостью
,
где – давление масла на сопрягаемых конических поверхностях; – коэффициент трения при осевом перемещении, находится в пределах 0,01¸0,03.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.