Требования неподвижности прессового соединения
выполняются, если обусловленные натягом контактные давления создают такие силы трения, которые
превышают внешние сдвигающие усилия. Выполнение данного требования при
совместном действии крутящего момента и упора дает
. (5.22)
Здесь – коэффициент запаса сцепления,
выбирается в зависимости от категории судов по табл. 5.6;
– коэффициент трения при круговом
смещении, принимается для гребного винта из стали равным 0,15, брон-зы – 0,16,
латуни – 0,17;
и
–
средний диаметр конуса вала и длина посадочной поверхности сопрягаемых деталей,
соответственно.
Средний диаметр конуса гребного вала является расчетной
величиной. Она вычисляется в зависимости от диаметра гребного вала , конусности соединения
и длины
по формуле
.
Таблица 5.6
Коэффициенты запаса сцепления
Категория судна |
ЛУ7 |
ЛУ6 |
ЛУ5 |
ЛУ4 |
ЛУ3 |
ЛУ1, ЛУ2 |
Без усиления |
Коэффициент запаса |
7,2 |
6,4 |
5,2 |
4,8 |
4,2 |
3,4 |
2,8 |
Известно, что прессовое коническое соединение гребного винта с валом обеспечивается отдельными контактными пятнами. Фактическая площадь контакта составляет всего около 30¸40% от номинальной. В данных условиях для обеспечения стабильности коэффициента трения рекомендуется иметь контактное давление на сопрягаемых поверхностях не менее 40 МПа для бесшпоночных соединений и 30 МПа при наличии шпонки.
Минимальная величина диаметрального натяга прессового соединения
,
(5.23)
где ,
–
модули упругости материала вала и гребного винта;
,
– коэффициенты радиальной податливости вала
и ступицы винта, подсчитываются по формулам
;
,
,
–
коэффициенты Пуассона материала вала и винта;
,
– диаметры расточки вала и ступицы
гребного винта в среднем сечении.
Условие прочности прессового соединения определяется отсутствием возникновения пластических деформаций. Выполнение этого условия дает наибольший расчет натяг:
. (5.24)
Здесь – предел текучести материала
гребного винта.
При окончательном назначении натяга и выборе типа посадки
учитывают частичное обмятие микронеровностей спрягаемых поверхностей. С учетом
реальной шероховатости, измеряемой высотой микронеровностей и
, натяг
принимают несколько больше расчетного
;
.
Посадку назначают в системе отверстия. При этом распределение
действительных размеров деталей по полю допусков должно быть таким, чтобы
фактический натяг удовлетворял условию <
<
при
всех возможных сочетаниях предельных отклонений.
После выбора посадки и вычисления предельных натягов подсчитывают контактные давления на сопрягаемых поверхностях и проверяют выполнение прочности прессового соединения. Контактное давление связано с натягом соотношением (5.23), следовательно:
.
Прочность прессового соединения оценивается напряжениями в сопрягаемых деталях. Опытные данные свидетельствуют, что наибольшие радиальные и тангенциальные напряжения возникают на внутренней поверхности ступицы гребного винта. Их эквивалентное значение определяется по формуле
.
Подсчитанная выше величина контролируется
в процессе насадки и снятия гребного винта гидропрессовым способом. Технология
этих работ предусматривает следующие операции. К одному из маслоподводящих
отверстий ступицы гребного винта подводится масло от насоса высокого давления
(рис. 5.21). При достижении давления, превышающего контактное на 20¸50%, масло поступает в зону сопряжения,
растягивая ступицу винта и сжимая вал. После этого плунжер гидродомкрата,
установленного на конце гребного вала, перемещает гребной винт. Усилие напрессовки
определяется зависимостью
,
где – давление масла на сопрягаемых
конических поверхностях;
– коэффициент трения
при осевом перемещении, находится в пределах 0,01¸0,03.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.