Установка демпфера приводит к изменению дискретной модели судового валопровода, поэтому сначала подбирается демпфер, а затем осуществляется пересчет свободных и резонансных колебаний. При этом момент инерции массы демпфера, присоединенного к коленчатому валу, рекомендуется задавать равным
,
где – момент инерции корпуса
демпфера.
В демпферах сухого трения энергия проскальзывания маховика относительно корпуса поглощается пакетами цилиндрических пружин. Пакеты устанавливают в отверстия, одна половина которых расположена в маховике, а другая – в корпусе. Пространство вокруг пружин заполняется маслом. Существуют конструкции демпферов, в качестве поглощающих элементов которых использованы фрикционные диски, прижимаемые к поверхностям трения пружинами. Несмотря на простоту конструкции, демпферы сухого трения не находят широкого распространения ввиду своей ненадежности.
При осевых колебаниях все точки валопровода совершают возвратно-поступательные
перемещения вдоль своей оси. При этом в сечениях валопровода возникают
деформации сжатия–растяжения, которые нередко являются причинами: повышенной
вибрации, интенсивного износа упорного подшипника; фреттинг–коррозии конических
сопрягаемых поверхностей, поломок коленчатых валов, обрывов нащечных
противовесов, смещения обмоток якоря в генераторах. Осевые колебания реально
существуют и заслуживают внимания особенно в судовых установках с длинноходными
ДВС, у которых отношение составляет 3÷4,4. Как
известно, у таких двигателей отсутствуют перекрытие шеек коленчатого вала,
вследствие чего его податливость в осевом направлении увеличивается,
соответственно растет вероятность появления опасных резонансов в диапазоне
эксплуатационных частот вращения.
Своим возникновением осевые колебания обязаны:
– радиальным силам, действующим на шатунные шейки коленчатого вала;
– осевой силе в редукторе с косозубыми колесами;
– переменной составляющей упора гребного винта.
Осевые колебания могут возникать также от вибрации корпуса судна, несоосности подшипников валопровода, их неравномерного износа и деформации фундаментов.
При расчете осевых колебаний судовой валопровод заменяется
дискретной моделью, состоящей из ряда упругосвязанных сосредоточенных масс.
Дифференциальные уравнения, описывающие свободные и вынужденные осевые
колебания таких систем, не отличаются от уравнений, свойственных крутильным
колебаниям, если вместо угловых перемещений масс рассматривать перемещения
линейные, моменты инерции масс заменить массами
(кг), а крутильные податливости – осевыми
податливостями (м×Н-1).
Сохраняя те же обозначения и для остальных параметров, частное уравнение осевых
колебаний можно записать как в матричной форме (5.39), так и в виде цепной
дроби (5.40). Подобно этому форма свободных колебаний, т.е. совокупность
амплитуд перемещений масс, определится по уравнениям (5.38) и (5.42).
Используя аналогию между крутильными и осевыми колебаниями,
можно предположить, что валопровод в колебательном отношении не связан с
корпусом судна. В действительности такая связь осуществляется упорным
подшипником. Если упорный подшипник с присоединенной к нему массой валопровода
представляет -ю массу дискретной модели, то корпус судна
можно рассматривать как некоторую массу
,
присоединенную к упорному подшипнику упругим соединением с осевой податливостью
. Эта податливость определяется деформацией
корпуса упругого подшипника и фундамента, который связывает подшипник с корпусом
судна. Таким образом, корпус судна можно рассматривать как ответвление от
основной системы. При этом
® ¥, так как масса
корпуса судна существенно больше массы всего валопровода. В этом случае стойкость
ответвления будет иметь вид:
.
Отметим еще одно отличие, касающееся форм свободных крутильных и осевых колебаний. Для осевых колебаний первой формы все амплитуды масс имеют одинаковый знак. Вторая форма колебаний имеет одну перемену знака амплитуд, третья – две и т.п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.