Установка демпфера приводит к изменению дискретной модели судового валопровода, поэтому сначала подбирается демпфер, а затем осуществляется пересчет свободных и резонансных колебаний. При этом момент инерции массы демпфера, присоединенного к коленчатому валу, рекомендуется задавать равным
,
где – момент инерции корпуса демпфера.
В демпферах сухого трения энергия проскальзывания маховика относительно корпуса поглощается пакетами цилиндрических пружин. Пакеты устанавливают в отверстия, одна половина которых расположена в маховике, а другая – в корпусе. Пространство вокруг пружин заполняется маслом. Существуют конструкции демпферов, в качестве поглощающих элементов которых использованы фрикционные диски, прижимаемые к поверхностям трения пружинами. Несмотря на простоту конструкции, демпферы сухого трения не находят широкого распространения ввиду своей ненадежности.
При осевых колебаниях все точки валопровода совершают возвратно-поступательные перемещения вдоль своей оси. При этом в сечениях валопровода возникают деформации сжатия–растяжения, которые нередко являются причинами: повышенной вибрации, интенсивного износа упорного подшипника; фреттинг–коррозии конических сопрягаемых поверхностей, поломок коленчатых валов, обрывов нащечных противовесов, смещения обмоток якоря в генераторах. Осевые колебания реально существуют и заслуживают внимания особенно в судовых установках с длинноходными ДВС, у которых отношение составляет 3÷4,4. Как известно, у таких двигателей отсутствуют перекрытие шеек коленчатого вала, вследствие чего его податливость в осевом направлении увеличивается, соответственно растет вероятность появления опасных резонансов в диапазоне эксплуатационных частот вращения.
Своим возникновением осевые колебания обязаны:
– радиальным силам, действующим на шатунные шейки коленчатого вала;
– осевой силе в редукторе с косозубыми колесами;
– переменной составляющей упора гребного винта.
Осевые колебания могут возникать также от вибрации корпуса судна, несоосности подшипников валопровода, их неравномерного износа и деформации фундаментов.
При расчете осевых колебаний судовой валопровод заменяется дискретной моделью, состоящей из ряда упругосвязанных сосредоточенных масс. Дифференциальные уравнения, описывающие свободные и вынужденные осевые колебания таких систем, не отличаются от уравнений, свойственных крутильным колебаниям, если вместо угловых перемещений масс рассматривать перемещения линейные, моменты инерции масс заменить массами (кг), а крутильные податливости – осевыми податливостями (м×Н-1). Сохраняя те же обозначения и для остальных параметров, частное уравнение осевых колебаний можно записать как в матричной форме (5.39), так и в виде цепной дроби (5.40). Подобно этому форма свободных колебаний, т.е. совокупность амплитуд перемещений масс, определится по уравнениям (5.38) и (5.42).
Используя аналогию между крутильными и осевыми колебаниями, можно предположить, что валопровод в колебательном отношении не связан с корпусом судна. В действительности такая связь осуществляется упорным подшипником. Если упорный подшипник с присоединенной к нему массой валопровода представляет -ю массу дискретной модели, то корпус судна можно рассматривать как некоторую массу , присоединенную к упорному подшипнику упругим соединением с осевой податливостью . Эта податливость определяется деформацией корпуса упругого подшипника и фундамента, который связывает подшипник с корпусом судна. Таким образом, корпус судна можно рассматривать как ответвление от основной системы. При этом ® ¥, так как масса корпуса судна существенно больше массы всего валопровода. В этом случае стойкость ответвления будет иметь вид:
.
Отметим еще одно отличие, касающееся форм свободных крутильных и осевых колебаний. Для осевых колебаний первой формы все амплитуды масс имеют одинаковый знак. Вторая форма колебаний имеет одну перемену знака амплитуд, третья – две и т.п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.