Частота свободных изгибных колебаний в горизонтальной плоскости определяется на основании рассчитанной величины и зазора в дейдвудном подшипнике по формуле
. (5.27)
Несмотря на приближенный характер и очевидные допущения второй метод расчета изгибных колебаний стал общепризнанным.
Крутильными называют такие колебания системы, при которых все ее точки совершают движения переменного направления по дугам окружностей вокруг неподвижной оси. Возникающие при этом в валопроводе знакопеременные напряжения в некоторых случаях могут превысить предел усталости материала вала и вызвать его разрушения, а также быть причиной поломки муфт, зубчатых колес редуктора и других, связанных с ними, деталей. Вибрации двигателей и отдельных конструкций корпуса судна также могут быть следствием крутильных колебаний валопровода.
Источником крутильных колебаний служат переменные крутящие моменты, действующие в отдельных элементах валопровода: кривошипы коленчатого вала ДВС, гребной винт и пр.
Расчетная модель представляет собой совокупность чередующихся дискретных масс с моментами инерции ( номер массы) и соединений, лишенных массовых свойств и наделенных только крутильной податливостью (индексы указывают на номер масс, ограничивающих этот участок).
В принятом условном обозначении крутильной модели (рис. 5.25) массы изображаются кружками, площадь которых примерно пропорциональна их моментам инерции. Отрезки прямой между центрами кружков должны быть точно пропорциональны крутильным податливостям этих участков.
В зависимости от характера системы расчетные модели разделяются на простые, разветвленные и кольцевые (рис. 5.26). Кольцевые модели встречаются редко, поэтому далее они не рассматриваются.
Особую группу составляют системы с редукторами или мультипликаторами. Чтобы привести указанные системы к расчетной модели, моменты инерции масс за редуктором (мультипликатором) делятся, а крутильные податливости умножаются на квадрат передаточного отношения :
; .
Рис. 5.25. Расчетная модель крутильных колебаний
Под передаточным отношением понимают отношение частоты вращения коленчатого вала к частоте вращения гребного винта. Для редуктора > 1, для мультипликатора < 1.
Параметры расчетной модели вычисляются следующим образом.
Момент инерции кривошипно-шатунного механизма (КШМ) относительно оси вращения коленчатого вала обычно сосредоточивают в центре шатунной шейки, а его численное значение определяют по формуле
, (5.28)
где – момент инерции уравновешенно вращающейся части колена вала, кг×м2; – радиус кривошипа, м; – масса поршня, штока и крейцкопфа, кг; – масса шатуна, кг; – коэффициент, характеризующий отношение массы вращающейся части шатуна ко всей его массе.
Для крейцкопфных ДВС коэффициент » 0,5; для тронковых двигателей его значение подсчитывается по формуле
,
где – максимальная частота вращения вала, мин-1.
В случае отсутствия всех необходимых данных ориентировочное определение с погрешностью не более 10% можно произвести по формуле Терских:
,
где – диаметр цилиндра, м; – средний диаметр шеек коленчатого вала, м; – расстояние между цилиндрами, м; – коэффициент, вычисляемый по формуле – для двигателя с чугунными поршнями и – для двигателя с силуминовыми поршнями; – длина шатуна, м; – количество цилиндров, работающих на одну шейку.
Рис. 5.26. Расчетные модели: а – простая; б – разветвленная; в –
кольцевая
Область применения этой формулы 1,2 £ £ 3,8.
Более грубое приближение дает эмпирическая формула
,
где – ход поршня, м; – коэффициент, характеризующий тактность двигателя: для двухтактных ДВС ; для четырехтактных ДВС, имеющих чугунные и силуминовые поршни, соответственно: и ; – коэффициент, учитывающий конструкцию двигателя, для однорядных = 1, для V-образных = 1,3; – коэффициент, учитывающий наличие противовесов, при отсутствии противовесов = 1, а при их наличии = 1,2¸2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.