Подшипники с баббитовой заливкой обладают хорошей прирабатываемостью, высокой износостойкостью и повышенной эксплуатационной надежностью, прежде всего благодаря их способности обеспечивать жидкостную смазку, при которой поверхности трения отделяются друг от друга слоем масла и металлический контакт между ними отсутствует. В этих условиях коэффициент трения уменьшается до 0,005¸0,0005, а износ дейдвудных подшипников не превышает 0,003 мм за 1000 ходовых часов. Более того, жидкостная смазка способствует росту несущей способности подшипника. Отмеченное выше становится преимуществом только в том случае, если внутренняя полость дейдвудной трубы надежно защищена от попадания в нее забортной воды. В равной мере дейдвудные уплотнения должны предотвращать утечки масла. Распространенным уплотнением дейдвудной трубы являются конструкции "Симплекс" и их модификации, например, «Симплекс-компакт» и др.. Эти уплотнения устанавливаются на кормовом и носовом концах дейдвуда.
Кормовое уплотнение состоит из трех резиновых манжет, закрепленных на направляющем кольце, рабочая поверхность которого имеет баббитовую заливку (рис. 5.8). Кольцо охватывает облицовочную втулку, которая крепится к ступице гребного винта и вращается вместе с ним. Манжеты надеты на втулку с натягом, дополнительно они прижимаются к втулке пружинами и давлением масла или воды. При этом кормовая манжета обеспечивает водо-, а носовая – маслонепроницаемость.
Рис. 5.7. Подшипник с антифрикционным слоем из баббита
Рис. 5.8. Кормовое уплотнение "Симплекс"
Носовое уплотнение герметизирует масляную полость дейдвудной трубы со стороны машинного отделения (рис. 5.9). Оно включает в себя две уплотнительные манжеты с промежуточным кольцом между ними. Манжеты охватывают вращающуюся втулку, которая закреплена на валу посредством разъемных зажимов. Пространство между манжетами заполняется маслом из циркуляционной системы. Давление масла обычно не превышает 0,02 МПа.
На морских судах находят применение также уплотнения "Седерваль", которые делают как разъемными, так и не разъемными. Преимущества разъемных уплотнений очевидны: их замена не требует выполнения трудоемких операций по демонтажу винторулевого комплекса и выема гребного вала в случае ВРШ.
Рис. 5.9. Носовое уплотнение "Симплекс"
Основными деталями сальника "Седерваль" являются свободно плавающие износостойкое кольцо, уплотнительный стакан и О-образные резиновые прокладки (рис. 5.10). Износостойкое кольцо цилиндрическими пружинами прижимается через стакан к прокладкам. В процессе работы кольцо постоянно следует за поперечными деформациями гребного вала, не нарушая герметичности дейдвудной трубы, поскольку уплотнение обеспечивается торцевыми поверхностями. Кормовое уплотнение делают более коротким, чем носовое. Отчасти этот факт объясняется тем, что плавающее износостойкое кольцо носового сальника имеет большую толщину из-за необходимости размещать в нем полости для охлаждающей воды.
Требования экологической защиты окружающей среды вынуждают отказываться от масла в качестве смазки дейдвудных подшипников. В таком случае используется пресная вода или экологически чистые жидкости. Уже существуют замкнутые водосмазывающие системы, которые обеспечивают циркуляция воды через дейдвудное устройство и герметизацию его уплотнениями: кормовым и носовым. Например, компания Maprom Engineering DV поставляет подобную систему в комплекте с резиновыми дейдвудными подшипниками, уплотнениями, системами прокачки воды, ее охлаждения и контроля.
Рис. 5.10. Кормовое (а) и носовое (б) уплотнения "Седерваль"
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.