Момент инерции валопровода определяют для каждого вала в отдельности. Полученное значение поровну сосредоточивают по концам вала.
Момент инерции массы цилиндрического вала длиной с наружным и внутренним диаметрами соответственно и выражается известной зависимостью
. (5.29)
Если участок между двумя сосредоточенными массами вала состоит из цилиндрических элементов, то общий момент инерции участка будет
.
Здесь – плотность материала вала, для стали = (7,7¸7,9)×103 кг/м3.
Момент инерции гребного винта при крутильных колебаниях увеличивается за счет массы увлекаемой им воды , поэтому в расчет вводится приведенный момент инерции гребного винта
. (5.30)
Для приближенного определения и применяют эмпирические формулы Кутузова:
; ,
где – диаметр гребного винта, м; – шаг винта, м; – дисковое отношение; – коэффициент, вычисляемый по формуле .
Если параметры гребного винта неизвестны, то допустимо применять ориентировочную формулу, учитывающую массу увлекаемой воды
,
где – мощность, потребляемая гребным винтом, кВт; – частота вращения гребного винта, мин-1; – коэффициент, учитывающий конструкцию гребного винта: для ВФШ = 7,75×106, для ВРШ =12,65×106.
Моменты инерции некоторых деталей (роторы электродвигателей, гребные винты, маховики) иногда характеризуются маховым моментом . Тогда, если маховой момент имеет единицу измерения кг×м2, момент инерции определяется по формуле
.
Крутильную податливость (Н-1×м-1) валопровода подсчитывают раздельно для каждого вала. Ниже приведены формулы, по которым определяются крутильные податливости наиболее типичных элементов судового валопровода.
Крутильная податливость цилиндрического вала длиной , имеющего наружный и внутренний диаметры, вычисляется по формуле
, (5.31)
где – коэффициент сверления
;
– модуль сдвига материала вала, связанный с модулем упругости и коэффициент Пуассона зависимостью
.
Если вал имеет тонкостенную облицовку, то выражение принимает вид (рис. 5. 27,а)
.
Здесь – модуль сдвига материала облицовки.
Крутильная податливость конического участка вала согласно обозначениям рис. 5.27,б определяется по формуле
. (5.32)
При наличии сверления в (5.32) добавляется множитель .
Податливость фланцевого соединения (рис. 5.27,в) может быть подсчитана по выражению
.
Расчет суммарной податливости ступенчатого вала (рис. 5.27,г) производится по формуле
,
где коэффициент вычисляется
.
Рис. 5.27. Типичные элементы судового валопровода: а – вал с облицовкой; б – конический вал; в – фланцевое соединение валов; г – ступенчатый вал
C учетом приведенных формул податливость вала определяется суммарной податливостью его отдельных участков, т.е. .
Для определения крутильной податливости колена вала имеется несколько формул, которые носят полуэмпирический характер и гарантируют результаты с погрешностью (5¸20)%. Формула Зиманенко дает наилучшее приближение к действительной податливости, найденной экспериментально, и пригодна для самых разнообразных двигателей:
. (5.33)
Формула Картера отличается простотой, она дает удовлетворительные результаты для коленчатых валов высокооборотных двигателей автотракторного типа
. (5.34)
Обозначения в формулах (5.33) и (5.34) показаны на рис. 5.28.
Рис. 5.28. Эскиз колена вала
Для грубого ориентировочного определения крутильной податливости можно пользоваться формулой Терских
,
где и – средние для шеек вала наружный и внутренний диаметры.
Для этой же цели может быть использована формула [19]:
,
пригодная для случая, когда > 4 ( – диаметр цилиндра, м; – ход поршня, м).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.