Момент инерции валопровода определяют для каждого вала в отдельности. Полученное значение поровну сосредоточивают по концам вала.
Момент инерции массы цилиндрического вала длиной с наружным и внутренним диаметрами соответственно
и
выражается
известной зависимостью
. (5.29)
Если участок между двумя сосредоточенными массами вала
состоит из цилиндрических элементов, то общий момент
инерции участка будет
.
Здесь – плотность материала вала, для
стали
= (7,7¸7,9)×103 кг/м3.
Момент инерции гребного винта при
крутильных колебаниях увеличивается за счет массы увлекаемой им воды
, поэтому в расчет вводится приведенный
момент инерции гребного винта
.
(5.30)
Для приближенного определения и
применяют эмпирические формулы Кутузова:
;
,
где – диаметр гребного винта, м;
– шаг винта, м;
–
дисковое отношение;
– коэффициент, вычисляемый по формуле
.
Если параметры гребного винта неизвестны, то допустимо применять ориентировочную формулу, учитывающую массу увлекаемой воды
,
где – мощность, потребляемая гребным
винтом, кВт;
– частота вращения гребного винта, мин-1;
– коэффициент, учитывающий конструкцию
гребного винта: для ВФШ
= 7,75×106, для ВРШ
=12,65×106.
Моменты инерции некоторых деталей (роторы электродвигателей,
гребные винты, маховики) иногда характеризуются маховым моментом . Тогда, если маховой момент имеет единицу
измерения кг×м2, момент
инерции определяется по формуле
.
Крутильную податливость (Н-1×м-1) валопровода подсчитывают раздельно для каждого вала. Ниже приведены формулы, по которым определяются крутильные податливости наиболее типичных элементов судового валопровода.
Крутильная податливость цилиндрического вала длиной , имеющего наружный
и
внутренний
диаметры, вычисляется по формуле
,
(5.31)
где – коэффициент сверления
;
– модуль сдвига материала вала, связанный
с модулем упругости
и коэффициент Пуассона
зависимостью
.
Если вал имеет тонкостенную облицовку, то выражение принимает вид (рис. 5. 27,а)
.
Здесь – модуль сдвига материала
облицовки.
Крутильная податливость конического участка вала согласно обозначениям рис. 5.27,б определяется по формуле
. (5.32)
При наличии сверления в (5.32) добавляется множитель .
Податливость фланцевого соединения (рис. 5.27,в) может быть подсчитана по выражению
.
Расчет суммарной податливости ступенчатого вала (рис. 5.27,г) производится по формуле
,
где коэффициент вычисляется
.
Рис. 5.27. Типичные элементы судового валопровода: а – вал с облицовкой; б – конический вал; в – фланцевое соединение валов; г – ступенчатый вал
C учетом приведенных формул податливость вала определяется
суммарной податливостью его отдельных участков, т.е. .
Для определения крутильной податливости колена вала имеется несколько формул, которые носят полуэмпирический характер и гарантируют результаты с погрешностью (5¸20)%. Формула Зиманенко дает наилучшее приближение к действительной податливости, найденной экспериментально, и пригодна для самых разнообразных двигателей:
. (5.33)
Формула Картера отличается простотой, она дает удовлетворительные результаты для коленчатых валов высокооборотных двигателей автотракторного типа
. (5.34)
Обозначения в формулах (5.33) и (5.34) показаны на рис. 5.28.
Рис. 5.28. Эскиз колена вала
Для грубого ориентировочного определения крутильной податливости можно пользоваться формулой Терских
,
где и
–
средние для шеек вала наружный и внутренний диаметры.
Для этой же цели может быть использована формула [19]:
,
пригодная для случая, когда > 4
(
– диаметр цилиндра, м;
– ход поршня, м).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.