После указанных вычислений устанавливаются циклы изменения
нормальных и касательных напряжений по соотношению между амплитудой и средним
значением. Если  >
 >
 (
 ( >
 >
 ),
то                                                 цикл – знакопеременный. В
противном случае напряжения меняются по знакопостоянному циклу.
),
то                                                 цикл – знакопеременный. В
противном случае напряжения меняются по знакопостоянному циклу.
Вторая задача касается количественной оценки факторов, оказывающих наибольшее влияние на выносливость валов. Основные трудности решения этой задачи, связанные с необходимостью создания машин для испытаний, проведением самих испытаний и статистической обработкой результатов длительных экспериментов, вынуждают до сих пор заимствовать данные об усталостном поведении различных конструкций из справочной литературы. Ясно, что в условиях недостаточной информации обо всех конструктивных, технологических и эксплуатационных факторах приходится завышать значение запаса прочности.
Достаточно полные сведения о коэффициентах, составляющих основу расчетных формул для определения коэффициента запаса прочности на выносливость, можно взять в справочной литературе, например, [30]. Здесь приведены лишь отдельные рекомендации, касающиеся усталостной прочности валопроводов.
Предел выносливости при симметричном цикле устанавливают
по результатам испытаний лабораторных образцов. При отсутствии таких испытаний
значения  и
 и  можно
принимать в зависимости от предела прочности
 можно
принимать в зависимости от предела прочности  . Для сталей
. Для сталей
 ;
;    .
.
Следует иметь в виду, что сопротивление усталости валов
резко снижается при работе в коррозионной среде. Данный факт учитывается коэффициентом
 , зависимость которого от предела прочности
стали приведена на рис. 5.17. Эффективным способом повышения предела выносливости
является поверхностное упрочнение. В частности, при обкатке поверхности вала
роликами
, зависимость которого от предела прочности
стали приведена на рис. 5.17. Эффективным способом повышения предела выносливости
является поверхностное упрочнение. В частности, при обкатке поверхности вала
роликами  увеличивается в 1,2¸1,4 раза на воздухе и в 1,5¸1,8
раза в морской воде. Опытные данные показывают, что с ростом уровня
концентрации напряжений эффект упрочнения возрастает, а с увеличением размеров
валов – уменьшается. Однако нарушение технологии обработки может вызвать даже
снижение прочности.
 увеличивается в 1,2¸1,4 раза на воздухе и в 1,5¸1,8
раза в морской воде. Опытные данные показывают, что с ростом уровня
концентрации напряжений эффект упрочнения возрастает, а с увеличением размеров
валов – уменьшается. Однако нарушение технологии обработки может вызвать даже
снижение прочности.
Масштабные факторы  и
 и  учитывают снижение предела выносливости
при увеличении диаметра вала. Основные причины проявления масштабного эффекта
связаны с особенностями металлургического и технологического процессов.
Обобщение результатов испытаний стальных валов различных диаметров позволило
получить эмпирические зависимости. Для нормальных напряжений
 учитывают снижение предела выносливости
при увеличении диаметра вала. Основные причины проявления масштабного эффекта
связаны с особенностями металлургического и технологического процессов.
Обобщение результатов испытаний стальных валов различных диаметров позволило
получить эмпирические зависимости. Для нормальных напряжений  подсчитывают по формуле (5.15),
аналогичный вид имеет зависимость для
 подсчитывают по формуле (5.15),
аналогичный вид имеет зависимость для  :
:
 .
.
Перераспределение напряжений в местах резкого изменения
геометрии вала характеризуется коэффициентами концентрации напряжений. При
циклическом нагружении снижение предела выносливости определяется эффективными
коэффициентами концентрации напряжений  и
 и  , соответственно, по нормальным и
касательным напряжениям. Для гребного вала типичные концентраторы напряжений –
прессовые соединения и галтели.
, соответственно, по нормальным и
касательным напряжениям. Для гребного вала типичные концентраторы напряжений –
прессовые соединения и галтели.

Рис. 5.17. Зависимость коэффициента коррозии от предела прочности: 1 – в пресной воде; 2 – в морской воде
Прессовые соединения гребного винта с валом и облицовки с
валом имеют фактическую площадь контакта всего около 30¸40%. Соответственно давление от натяга распределяется по посадочной
поверхности неравномерно. Давление на пятне контакта превышает среднее расчетное
значение в 5¸7,5 раза и является
достаточным для зарождения усталостных трещин. По мере увеличения контактных
давлений концентрация напряжений растет. На рис. 5.18 приведены значения  и
 и  для
посадки типа Н7/s6 и Н7/к6.
 для
посадки типа Н7/s6 и Н7/к6.
Галтель (место сопряжения вала с фланцем) является ярко
выраженным концентратором напряжений, особенно при малых радиусах закругления  . С точки зрения эскизного проектирования
коэффициенты концентрации для галтельных переходов удобно задавать в функции
одного параметра, например, отношения
. С точки зрения эскизного проектирования
коэффициенты концентрации для галтельных переходов удобно задавать в функции
одного параметра, например, отношения  (рис.
5.19).
 (рис.
5.19).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.