После указанных вычислений устанавливаются циклы изменения
нормальных и касательных напряжений по соотношению между амплитудой и средним
значением. Если >
(
>
),
то цикл – знакопеременный. В
противном случае напряжения меняются по знакопостоянному циклу.
Вторая задача касается количественной оценки факторов, оказывающих наибольшее влияние на выносливость валов. Основные трудности решения этой задачи, связанные с необходимостью создания машин для испытаний, проведением самих испытаний и статистической обработкой результатов длительных экспериментов, вынуждают до сих пор заимствовать данные об усталостном поведении различных конструкций из справочной литературы. Ясно, что в условиях недостаточной информации обо всех конструктивных, технологических и эксплуатационных факторах приходится завышать значение запаса прочности.
Достаточно полные сведения о коэффициентах, составляющих основу расчетных формул для определения коэффициента запаса прочности на выносливость, можно взять в справочной литературе, например, [30]. Здесь приведены лишь отдельные рекомендации, касающиеся усталостной прочности валопроводов.
Предел выносливости при симметричном цикле устанавливают
по результатам испытаний лабораторных образцов. При отсутствии таких испытаний
значения и
можно
принимать в зависимости от предела прочности
. Для сталей
;
.
Следует иметь в виду, что сопротивление усталости валов
резко снижается при работе в коррозионной среде. Данный факт учитывается коэффициентом
, зависимость которого от предела прочности
стали приведена на рис. 5.17. Эффективным способом повышения предела выносливости
является поверхностное упрочнение. В частности, при обкатке поверхности вала
роликами
увеличивается в 1,2¸1,4 раза на воздухе и в 1,5¸1,8
раза в морской воде. Опытные данные показывают, что с ростом уровня
концентрации напряжений эффект упрочнения возрастает, а с увеличением размеров
валов – уменьшается. Однако нарушение технологии обработки может вызвать даже
снижение прочности.
Масштабные факторы и
учитывают снижение предела выносливости
при увеличении диаметра вала. Основные причины проявления масштабного эффекта
связаны с особенностями металлургического и технологического процессов.
Обобщение результатов испытаний стальных валов различных диаметров позволило
получить эмпирические зависимости. Для нормальных напряжений
подсчитывают по формуле (5.15),
аналогичный вид имеет зависимость для
:
.
Перераспределение напряжений в местах резкого изменения
геометрии вала характеризуется коэффициентами концентрации напряжений. При
циклическом нагружении снижение предела выносливости определяется эффективными
коэффициентами концентрации напряжений и
, соответственно, по нормальным и
касательным напряжениям. Для гребного вала типичные концентраторы напряжений –
прессовые соединения и галтели.
Рис. 5.17. Зависимость коэффициента коррозии от предела прочности: 1 – в пресной воде; 2 – в морской воде
Прессовые соединения гребного винта с валом и облицовки с
валом имеют фактическую площадь контакта всего около 30¸40%. Соответственно давление от натяга распределяется по посадочной
поверхности неравномерно. Давление на пятне контакта превышает среднее расчетное
значение в 5¸7,5 раза и является
достаточным для зарождения усталостных трещин. По мере увеличения контактных
давлений концентрация напряжений растет. На рис. 5.18 приведены значения и
для
посадки типа Н7/s6 и Н7/к6.
Галтель (место сопряжения вала с фланцем) является ярко
выраженным концентратором напряжений, особенно при малых радиусах закругления . С точки зрения эскизного проектирования
коэффициенты концентрации для галтельных переходов удобно задавать в функции
одного параметра, например, отношения
(рис.
5.19).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.