С учетом изложенного наибольшее значение изгибающего момента определяется зависимостью
. (5.16)
Формула (5.16) включает в себя гидродинамические составляющие изгибающего момента в двух взаимоперпендикулярных плоскостях, момент от силы тяжести гребного винта, момент от волнения моря, коэффициенты динамичности для лопастей частоты и , соответственно, в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также коэффициент динамичности для частоты, совпадающей с частотой вращения гребного винта. На стадии эскизного проектирования значения коэффициентов динамичности принимают в пределах =1,4¸1,7; =1,2¸1,5; = 1,1¸1,4.
Напряжения от изгибающего момента
,
где – осевой момент сопротивления опасного сечения гребного вала
.
Аналогичным образом вычисляются напряжения от упора и крутящего момента. Максимальная величина силы, вызывающей деформацию сжатия гребного вала
.
Соответствующие этой силе напряжения
,
где – площадь поперечного сечения гребного вала.
Напряжения от крутящего момента
.
Здесь – максимальное значение крутящего момента
.
Таким образом, рассматриваемое сечение гребного вала испытывает сложное напряженное состояние, которое характеризуется одновременным действием нормальных и касательных напряжений. В этих условиях предсказать вероятность разрушения вала невозможно и обычно для решения поставленной задачи пользуются какой-либо гипотезой прочности. На базе ее устанавливается соответствие между фактическими деформациями и одноосным растяжением. Например, напряжения в опасном сечении гребного вала по энергетической гипотезе составляют
(5.17)
Сопротивление этих напряжений с пределом текучести дает запас прочности. Минимально допустимая величина запаса статической прочности для судовых валопроводов составляет 1,5.
В результате длительного действия переменных напряжений происходит зарождение и развитие усталостных трещин. Среди отличительных особенностей этого явления заслуживают внимания следующие:
– усталостные поломки наблюдаются при напряжениях намного ниже тех, которые приводят к разрушению в статических условиях;
– свойства материала в процессе усталости практически не меняются, поэтому трудно обнаружить признаки прогрессирования трещин;
– повреждения при усталости являются необратимыми.
Несмотря на то, что усталость представляет собой довольно сложный механизм разрушения, она прогнозируется при проектировании валопроводов в расчетах на выносливость. Цель расчета – определение коэффициента запаса прочности, посредством которого можно делать определенные суждения о долговечности валов при действии пульсирующих усилий. Долговечность обычно ассоциируется с числом 107¸108 циклов нагружения до разрушения.
Проблема расчета на выносливость включает в себя решение, по крайней мере, трех основных задач.
Первая связана с выяснением цикла изменения напряжений, т.е. установлением максимальных и минимальных напряжений. При этом функциональная зависимость напряжений от времени предполагается синусоидальной. Знание экстремальных напряжений позволяет вычислить среднее значение и амплитуду цикла:
; .
Такой подход к решению задачи представляется весьма упрощенным и справедливым только для не вращающегося вала. В реальных условиях цикл изменения напряжений определяется характером действия внешней нагрузки и взаимным положением ее и вала. Например, силы тяжести обусловливают постоянные напряжения, однако при вращении вала они изменяются по симметричному циклу. Действие переменного крутящего момента вызывает в сечениях вала ассиметричный цикл изменения напряжений. Упор создает напряжения сжатия, ввиду их благоприятного воздействия на предел выносливости и невысокий уровень, ими, как правило, пренебрегают. Отмеченные закономерности позволяют записать следующие зависимости для интересующих величин
(5.18)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.