Одной из причин снижения предела выносливости при
ухудшении качества поверхности является образование неровностей после механической
обработки и, как следствие, появление микрорельефа и концентрации напряжений.
Влияние состояния обработанной поверхности на долговечность вала оценивается
коэффициентом качества поверхности. Его значение подсчитывают в зависимости от
предела прочности и показателя шероховатости по
формулам [30]
при
>
1 мкм;
при
£ 1
мкм;
.
Рис. 5.18. Коэффициенты концентрации напряжений в прессовых соединениях
Данные по коэффициентам чувствительности стали к ассиметрии цикла напряжений получают опытным путем. Аппроксимация результатов многочисленных экспериментов дает следующие зависимости:
;
.
В общем случае коэффициент чувствительности зависит от
твердости рабочей поверхности. Для поверхностно упрочненных валов коэффициент выше, чем для неупрочненных.
По ходу решения рассматриваемой задачи напрашивается замечание, связанное с выбором материала. Поскольку высокопрочные стали весьма чувствительны к концентрации напряжений и качеству обработки, их применение оказывается не всегда целесообразным. По этой причине Правила Российского морского регистра рекомендуют изготавливать валы из стали с пределом прочности не более 800 МПа.
Третья задача расчета на выносливость предусматривает
вычисление коэффициентов запаса прочности. В основе расчетных зависимостей
лежит диаграмма предельных амплитуд, которая устанавливает закономерности
усталостной прочности, при различных соотношениях и
. Для знакопеременных циклов изменения
напряжений запас прочности вычисляют по формулам
;
, (5.19)
а в случае знакопостоянных циклов коэффициенты запаса прочности на усталость равны
;
. (5.20)
Рис. 5.19. Коэффициенты концентрации напряжений в галтели
Формулы (5.19) и (5.20), предложенные С.В. Серенсеном, составляют основу метода расчета на выносливость деталей машин во всех отраслях машиностроения. Условие прочности напряженного состояния, которое характеризуется одновременным действием нормальных и касательных напряжений, оценивается суммарным запасом прочности
.
(5.21)
Конструкция считается работоспособной, если подсчитанный
по (5.21) коэффициент запаса прочности не ниже минимально допустимого значения = 1,5¸2,0.
При высоком уровне технологии изготовления, использовании современных средств
дефектоскопии, полном учете конструктивных особенностей валов и их нагрузок
допускается принимать
= 1,3¸1,5.
Соединение гребного винта с валом относится к числу напряженных узлов судового валопровода. Статистика повреждений свидетельствует, что наиболее уязвимым местом гребного вала является конус. Именно здесь чаще всего происходит зарождение и развитие усталостных трещин, из-за которых бракуется значительное количество валов. Особенно много трещин наблюдается в районе шпоночного паза, так как его конструкция – классический пример концентрации напряжений. По этой причине следует отдавать предпочтение гидропрессовому бесшпоночному соединению гребного винта с валом.
Бесшпоночные прессовые соединения находят широкое применение в машиностроении. Их отличает простота изготовления и способность воспринимать значительные статические и динамические нагрузки. В таких соединениях крутящий момент и упор передаются за счет сил трения на поверхностях контакта. Поэтому нагрузочная способность прессового соединения определяется величиной натяга, который предусматривает в процессе сборки упругие деформации соединяемых деталей и соответствующие им контактные давления. Следовательно, при проектировании соединений должны быть удовлетворены одновременно требования неподвижности и условия прочности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.