Одной из причин снижения предела выносливости при ухудшении качества поверхности является образование неровностей после механической обработки и, как следствие, появление микрорельефа и концентрации напряжений. Влияние состояния обработанной поверхности на долговечность вала оценивается коэффициентом качества поверхности. Его значение подсчитывают в зависимости от предела прочности и показателя шероховатости по формулам [30]
при > 1 мкм;
при £ 1 мкм;
.
Рис. 5.18. Коэффициенты концентрации напряжений в прессовых соединениях
Данные по коэффициентам чувствительности стали к ассиметрии цикла напряжений получают опытным путем. Аппроксимация результатов многочисленных экспериментов дает следующие зависимости:
; .
В общем случае коэффициент чувствительности зависит от твердости рабочей поверхности. Для поверхностно упрочненных валов коэффициент выше, чем для неупрочненных.
По ходу решения рассматриваемой задачи напрашивается замечание, связанное с выбором материала. Поскольку высокопрочные стали весьма чувствительны к концентрации напряжений и качеству обработки, их применение оказывается не всегда целесообразным. По этой причине Правила Российского морского регистра рекомендуют изготавливать валы из стали с пределом прочности не более 800 МПа.
Третья задача расчета на выносливость предусматривает вычисление коэффициентов запаса прочности. В основе расчетных зависимостей лежит диаграмма предельных амплитуд, которая устанавливает закономерности усталостной прочности, при различных соотношениях и . Для знакопеременных циклов изменения напряжений запас прочности вычисляют по формулам
; , (5.19)
а в случае знакопостоянных циклов коэффициенты запаса прочности на усталость равны
; . (5.20)
Рис. 5.19. Коэффициенты концентрации напряжений в галтели
Формулы (5.19) и (5.20), предложенные С.В. Серенсеном, составляют основу метода расчета на выносливость деталей машин во всех отраслях машиностроения. Условие прочности напряженного состояния, которое характеризуется одновременным действием нормальных и касательных напряжений, оценивается суммарным запасом прочности
. (5.21)
Конструкция считается работоспособной, если подсчитанный по (5.21) коэффициент запаса прочности не ниже минимально допустимого значения = 1,5¸2,0. При высоком уровне технологии изготовления, использовании современных средств дефектоскопии, полном учете конструктивных особенностей валов и их нагрузок допускается принимать = 1,3¸1,5.
Соединение гребного винта с валом относится к числу напряженных узлов судового валопровода. Статистика повреждений свидетельствует, что наиболее уязвимым местом гребного вала является конус. Именно здесь чаще всего происходит зарождение и развитие усталостных трещин, из-за которых бракуется значительное количество валов. Особенно много трещин наблюдается в районе шпоночного паза, так как его конструкция – классический пример концентрации напряжений. По этой причине следует отдавать предпочтение гидропрессовому бесшпоночному соединению гребного винта с валом.
Бесшпоночные прессовые соединения находят широкое применение в машиностроении. Их отличает простота изготовления и способность воспринимать значительные статические и динамические нагрузки. В таких соединениях крутящий момент и упор передаются за счет сил трения на поверхностях контакта. Поэтому нагрузочная способность прессового соединения определяется величиной натяга, который предусматривает в процессе сборки упругие деформации соединяемых деталей и соответствующие им контактные давления. Следовательно, при проектировании соединений должны быть удовлетворены одновременно требования неподвижности и условия прочности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.