Технология капитального ремонта машин, страница 38

Таким образом, к/валы могут иметь следующие дефекты: овальность, конусность и повреждение (задир, глубокие риски, вмятины, следы коррозии и т.п.) шатунных и коренных шеек; износ гнезда в торце к/вала под подшипник качения вала муфты сцепления; повреждение или износ отверстий под болты крепления маховика; износ шпоночной канавки; прогиб; скручивание; износ маслосгонной резьбы; износ посадочных мест под шестерни и шкив вентилятора. При этом учтем, что к/валы с поперечными трещинами выбраковываются. Посадочные места под распределительную шестерню и шкив вентилятора восстанавливаются вибродуговой наплавкой с последующим шлифованием. Перед наплавкой в шпоночные канавки вставляют графитовые или медные шпонки. При износе шеек к/вала ниже последнего ремонтного размера и восстанавливаются наплавкой под слоем флюса с последующей термической к механической обработкой. Чугунные валы такому восстановлению не подлежат.

При биении торца фланца к/вала фланец протачивает. Отверстия под болты крепления маховика на фланце вала развертывают совместно с отверстиями маховика под увеличенные болты и установочный штифт.

Резьбу в переднем торце к/вала под болт крепления храповика растачивают на токарном станке и нарезает резьбу увеличенного размера.

Дефектные шпоночные канавки фрезеруют под увеличенные по ширине шпонки, при этом смещение продольной оси канавки не допускается.

Изношенное гнездо под подшипник в торце вала растачивают, запрессовывают втулку и растачивают до нормального размера. Центровые отверстия зачищают, а маслогонную резьбу углубляют.

Правка валов осуществляется под прессом или местным поверхностным наклёпом . Шлифование шеек осуществляются для устранения дефектов шеек до очередного ремонтного размера. Шейки шлифуют после выполнение всех остальных операций по восстановлению к/вала, что предохраняет шлифованные шеек от повреждения позволяет избежать нарушения положения осей шеек. Сначала шлифуют шатунные шейки, а затем коренные, т.к. при шлифовании в обратном порядке нарушается соосность коренных шеек.

При шлифовании шеек вала необходимо соблюдать радиус кривошипа и строго выдерживать галтелей. Уменьшение радиуса галтелей значительно снижает усталостную прочность вала и часто ,при нарушении соосности, коренных шеек приводит к поломке вала. При восстановлении(шлифовании) шеек до ремонтного размера вкладыши заменяются новыми, также ремонтного размера, выпускаемые промышленностью .Рассмотрим технологию наплавки к/валов двигателя ЗИД-130.

Износы и ремонт механизма газораспределения

При износе деталей механизма газораспределения нарушается их кинематическая связь, что влечет за собой нарушение процессов, происходящих в цилиндрах, вследствие чего ухудшается: мощность, расход топлива, компрессия и т.п., а межремонтный ресурс клапанов снижается. Регулировкой зазора в клапанах можно определенном пределе компенсировать перечисленные дефектов, за исключением износа кулачков распредвала.

Увеличение зазора в клапанах приводит к запаздыванию открытия их, что ведет к уменьшению коэффициента накопления цилиндров, понижается модность м увеличивается расход топлива. Уменьшение, зазора ведет к неполному прилеганию их к гнездам, в результате чего компрессия в цилиндрах падает, мощность снижается, тарелки выпускных клапанов обгорают, увеличивается расход топлива. Клапанный механизм зависит от работы клапанной пружины и т.д. При нарушении плотности прилегания клапанов дизелей значительно затрудняется их запуск. Во время работы часто головка цилиндров коробится в результате нагрева двигателе и неправильной затяжки гаек шпилек.

Основными внешними признаками износа деталей механизма газораспределения служит появление стуков потеря компрессии увеличение расхода топлива (у карбюраторных двигателей). Восстановление распредвалов.

Изношенные опорные шейки и кулачки вала шлифуют до выведения следов износа. Новые втулки растачивают под полученные размеры шеек. Кулачки вала шлифуют на специальных станках или на крупношлифовальных станках с копировальным приспособлением.