Технология капитального ремонта машин, страница 15

Изнашивание при заедании. Причиной данного вида разрушения поверхностей является образование высокой' температуры в. отдельных точках контакта металла трущихся пар что приводит к свариванию выступов, к вырывам металла с поверхности одной детали и наростам металла на поверхности другой детали. При высоких контактных нагрузках и отсутствии смазки схватывание часто наблюдается в опорах качения и в зубчатых передачах.

Окислительное изнашивание это установившийся процесс динамического равновесия, разрушения и восстановления окисных плёнок. Характерно для деталей, работающих при сухом и полусухом трении. Окислительное изнашивание может стать первопричиной схватывания. Скорость окислительного изнашивания - от 0,05 до 0,1 мкм/ч.

Изнашивание при фреттинг-коррозии возникает при трении скольжения с очень малым возвратно-поступательным перемещении и динамическом (вибрационном ) приложении нагрузки. Этот вид изнашивания может быть при сухом трении и в: условиях смазки. В строительных машинах встречается очень редко.

Наряду с рассмотренными видами изнашивания» встречаются виды повреждений» косвенно связанные с трением: эрозионное изнашивание, кавитационное изнашивание.

Эрозионное изнашивание- изнашивание поверхности в результате воздействия потока жидкости или газа. Кавитационное - изнашивание поверхности при относительном движении твёрдого тела в жидкости в условиях кавитации.

Кавитация - образование в жидкости т.н. кавитационных пузырьков, где давление в жидкости снижается ниже критического для данных условий» Снижение давления в жидкости крои сходит вследствие больших местных скоростей в потоке жидкости.

Возникновение и исчезание пузырьков газа сопровождается гидравлическим ударом -отсюда эрозия.

ДИНАМИКА ИЗНОСА

Наиболее полная характеристика процесса изнашивания пары трения или одной детали может быть представлена в виде зависимости U=f(t) 

 где U - износ детали,

        t - наработка детали.

Соответственно скорость износа может быть определена как   nH=dU/dt

Закономерности зависимости U=f(t) для различных условий испытаний (лабораторные испытания на машинах трения образцов материалов, натурных образцов в лабораторных и эксплуатационных условиях) несколько различаются хотя общий вид их сохраняется. На кривых зависимости можно вы делить 3 участка:

tl- соответствует периоду приработки. Изнашивание происходит с переменной скоростью.

t2 - участок нормальной работы. Скорость изнашивания практически не меняется.

t3 - участок катастрофического изнашивания. Скорость изнашивания постоянно увеличивается.

В современных условиях обкатка машин преимущественно должна производиться в стационарных условиях на стендах, поэтому в кривых U=f(t) для эксплуатационных условий можно начало координатных осей перенести в точку 01 .

ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ДЕТАЛЕЙ

Изменение линейных размеров детали во времени из-за износа протекает до определённого предельного значения, выше которого и зное принимает катастрофический характер и может привести к нарушению безопасности работы обслуживающего персонала, снижение прочности, недопустимые деформации или недопустимое снижение показателей, эффективности работы машины.

Примерами, когда придельные размеры износа сказываются на безопасности работы персонала, являются: износ по толщине накладок фрикционных тормозов и муфт (снижение силы трения, т.е. силы удерживания машины - торможение ), износ проволок, канатов С обрыв), износ торцевых поверхностей зубчатых колёс коробки перемены передач (самовыключение скоростей ), износ храпового механизма лебёдки и т.п.

Примерами, когда предельные размеры износа определяются критериями технических последствий, являются: чрезмерная концентрация нагрузок на поверхность зубьев шестерён вследствие износа подшипников и перекоса валов; снижение прочности детали, схождение цепи со звёздочки вследствие износа шарниров и т.п.