д). Полусухое трение, когда при наличии между трущимися поверхностями смазочного слоя отдельные выступы поверхностей приходят в непосредственное соприкосновение (т.е. граничное + сухое).
е). Полужидкостное трение, при котором большая часть нагрузки масляной плёнкой, а меньшая часть воспринимается непосредственно контактом трущихся поверхностей жидкостное + граничное или жидкостное + сухое трение).
В технике чаще всего встречается одновременно полусухое и полужидкое трение, из которых первое обычно принимают за сухое, а второе - за жидкостное
Ещё в конце 17 века Амонтон установил зависимость силы трения скольжения F1, от нормального давления N при сухом трении, а в 1799г. Кулон вывел закон трения скольжения,
F1=A+f*N
где f- коэффициент трения скольжения
А - поправка, учитывающая способность трущихся тел к взаимному сцеплению.
Эта поправка очень мала и ей обычно пренебрегают и пользуются зависимостью F1 = f *N Основные положения закона сухого трения скольжения:
1. Сила трения скольжения прямо пропорциональна нормальному давлению в определённом диапазоне скоростей и нагрузок.
2. Направление силы трения скольжения противоположно относит тельной скорости трущихся тел.
3. Точное положение точки приложения силы трения скольжения неизвестно.
4. Трение зависит от материала и состояния трущихся пар.
5. С увеличением скорости движения сила трения скольжения в большинстве случаев уменьшается, приближаясь к некоторому постоянному значению.
6. С возрастанием удельного давления сила трения в большинстве случаев увеличивается.
Законы сухого трения качения впервые также выведены Кулоном. Основные положения этого закона: Сила трения качения прямо пропорциональна нормальному давлению и обратно пропорциональна радиусу катка F2=l*N/R ,
где l - коэффициент трения качения, см. R- см. N- кг. 2.
Сила трения качения направлена в противоположную сторону относительно скорости. Точное положение точки приложения силы трения качения неизвестно при жидкостном трении при относительном движении поверхностей происходит сдвиг отдельных слоев жидкости относительно друг друга и поэтому трение сводится к вязкому сдвигу Основоположником гидродинамической теории смазки является русский учёный Н.П. Петров
При движении тела А относительно тела В со скоростью V опорная поверхность тела А увлекает за собой, первый прилегающий к ней очень тонкий слой жидкости. Этот слой при движении будет несколько отставать от тела А, имея скорость v1=v-Dv.
Первый слой жидкости будет увлекать за собой второй слой и т.д. и2=и-Ди и т.д. Последний слой жидкости -п- соприкасаясь с поверхностью тела В.
Fж=dж*Р dж=h*v/(l+h/ll+h/l2)p ,где l1 и l2 к-ты внешнего трения Р-ср.уд. давление
Следовательно, весь процесс трения в данном случае состоит из двух трений; т.е. трение твёрдого тела о жидкость, называемого внешним трением и характеризуемого коэффициентами l1 и l2 трения тонких слоев жидкости между собой, называемого внутренним трением и характеризуемого коэффициентом η. Основное значение при жидкостном трении имеет коэффициент, т.е. коэффициент внутреннего трет ни я или коэффициент абсолютной вязкости. Поэтому толщина жидкости слоя 1 должна быть больше неровностей соприкасающихся поверхностей А и В.
Из гидродинамической теории смазки следует, что для сохранения нормальной толщины масленого слоя трущиеся поверхности могут не быть строго параллельными, а шейки вала и подшипники могут не быть концентричными. Такой вывод можно сделать на основании свойств клиновидного слоя смазки, заключающихся в следующем:
? основные положения жидкостного трения:
?? жидкость, находящаяся между трущимися поверхностями, должна
??? а слое смазки при относительном скольжении смазываемых поверхностей должно
возникать и поддерживаться внутреннее давление, уравновешивающее внешнюю нагрузку, прижимающую трущиеся поверхности друг к другу.
3. Смазочная жидкость должна полностью разделять трущиеся поверхности.
4. Слой жидкости, находящийся между трущимися поверхностями, должен иметь толщину не менее
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.