Технология капитального ремонта машин, страница 13

д). Полусухое трение, когда при наличии между трущимися поверхностями смазочного слоя отдельные выступы поверхностей приходят в непосредственное соприкосновение (т.е. граничное + сухое).

е). Полужидкостное трение, при котором большая часть нагрузки масляной плёнкой, а меньшая часть воспринимается непосредственно контактом трущихся поверхностей жидкостное + граничное или жидкостное + сухое трение).

В технике чаще всего встречается одновременно полусухое и полужидкое трение, из которых первое обычно принимают за сухое, а второе - за жидкостное

Ещё в конце 17 века Амонтон установил зависимость силы трения скольжения F1, от нормального давления N при сухом трении, а в 1799г. Кулон вывел закон трения скольжения,

F1=A+f*N

где  f-  коэффициент трения скольжения

       А - поправка, учитывающая способность трущихся тел к взаимному сцеплению.

Эта поправка очень мала и ей обычно пренебрегают и пользуются зависимостью   F1 = f *N Основные положения закона сухого трения скольжения:

1. Сила трения скольжения прямо пропорциональна нормальному давлению в определённом диапазоне скоростей и нагрузок.

2. Направление силы трения скольжения противоположно относит тельной скорости трущихся тел.

3. Точное положение точки приложения силы трения скольжения неизвестно.

4. Трение зависит от материала и состояния трущихся пар.

5. С увеличением скорости движения сила трения скольжения в большинстве случаев уменьшается, приближаясь к некоторому постоянному значению.

6. С возрастанием удельного давления сила трения в большинстве случаев увеличивается.

Законы сухого трения качения впервые также выведены Кулоном. Основные положения этого закона: Сила трения качения прямо пропорциональна нормальному давлению и обратно пропорциональна радиусу катка F2=l*N/R ,

где l - коэффициент трения качения, см. R- см. N- кг. 2.

Сила трения качения направлена в противоположную сторону относительно скорости. Точное положение точки приложения силы трения качения неизвестно при жидкостном трении при относительном движении поверхностей происходит сдвиг отдельных слоев жидкости относительно друг друга и поэтому трение сводится к вязкому сдвигу Основоположником гидродинамической теории смазки является русский учёный Н.П. Петров

При движении тела А относительно тела В со скоростью V опорная поверхность тела А увлекает за собой, первый прилегающий к ней очень тонкий слой жидкости. Этот слой при движении будет несколько отставать от тела А, имея скорость v1=v-Dv.

Первый слой жидкости будет увлекать за собой второй слой и т.д. и2=и-Ди и т.д. Последний слой жидкости -п- соприкасаясь с поверхностью тела В.

Fж=dж*Р     dж=h*v/(l+h/ll+h/l2)p ,где l1 и l2 к-ты внешнего трения Р-ср.уд. давление

Следовательно, весь процесс трения в данном случае состоит из двух трений; т.е. трение твёрдого тела о жидкость, называемого внешним трением и характеризуемого коэффициентами l1 и l2 трения тонких слоев жидкости между собой, называемого внутренним трением и характеризуемого коэффициентом η. Основное значение при жидкостном трении имеет коэффициент, т.е. коэффициент внутреннего трет ни я или коэффициент абсолютной вязкости. Поэтому толщина жидкости слоя 1   должна быть больше неровностей соприкасающихся поверхностей А и В.

Из гидродинамической теории смазки следует, что для сохранения нормальной толщины масленого слоя трущиеся поверхности могут не быть строго параллельными, а шейки вала и подшипники могут не быть концентричными. Такой вывод можно сделать на основании свойств клиновидного слоя смазки, заключающихся в следующем:

? основные положения жидкостного трения:

?? жидкость, находящаяся между трущимися поверхностями, должна

??? а слое смазки при относительном скольжении смазываемых поверхностей должно

возникать и поддерживаться внутреннее давление, уравновешивающее внешнюю нагрузку, прижимающую трущиеся поверхности друг к другу.

3. Смазочная жидкость должна полностью разделять трущиеся поверхности.

4. Слой жидкости, находящийся между трущимися поверхностями, должен иметь толщину не менее