Технология капитального ремонта машин, страница 3

Разборка соединений с клиновыми шпонками производится путем сдвигания охватывающей детали в сторону меньшей высоты шпонки или путем выбивания её. Различные приспособления для разборки можно посмотреть у Левитского стр, 44-48. После мойки детали поступают на дефектовку.

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ

производятся в контрольно-сортировочном отделении, где подвергаются тщательному осмотру и замерам с целью установления их пригодности для дальнейшего использования или ремонта. Состояние деталей оценивается следующими способами:, осмотром, остукиванием. ощупыванием - для определения явных дефектов; микрометражом для выявления трещин, неплотностей, суммарного износа в сопряжениях деталей - зазоров в подшипниках и т.п.;

дефектоскопами, ультрозвуком, рентгеновскими лучами и т.п. - для обнаружения скрытых дефектов и микротрегдин.

Технические условия на контроль и сортировку деталей  составляют исходя из следующих теоретических предпосылок.

Предельный срок службы каждой машины определяется изменением ее рабочих характеристик.

Например, необходимость ремонта двигателя СДМ определяется падением его мощности, увеличением удельных расходов топлива и смазки, появлением стуков и ненормальных шумов. Как правиле, нормальная работа сопряжения характеризуется заданной посадкой. Нарушение посадок и приводит к вышеизложенным нарушениям в работе двигателя, т.е. неисправности машины являются следствием изменения первоначальных размеров и формы деталей, качества их поверхностей и изменения физико-механических свойств металла.

Для подавляющего большинства деталей машин вопрос об устранении допустимого износа, при котором они могут продолжать работу, сводится ; отысканию допустимого зазора в их сопряжениях (натяг - зазор со знаком "-")

Эта величина должна быть такой» чтобы в пределах её машина не меняли своих рабочих качеств. Так, для деталей типа вал-подшипник и плунжер-гильза проф. Казарцев установил, исходя из гидродинамической теории смазки, что

Uдоп=(1,5-3,0)3мах ,

 где Uдоп- допустимый износ в мм.,

Змах максимальный конструктивный зазор в мм. Числовые значения этих величин можно найти, пользуясь знаниями, полученными Вами в " основах взаимозаменяемости"

Исследования по изучению износа деталей тракторов, позволили рекомендовать следующие зависимости между допустимыми и первоначальными зазорами для различных вида соединений:

Предельным значением нарушения посадки у неподвижных соединений считают уменьшение натяга выше минимально допустимого, т.е. переход неподвижной посадки в скользящую.

- Допустимым нарушением посадки поршневой палец -верхняя головка шатуна:

вкладыши -к/вала -шейки к/вала: вала-втулки водяной помпы являются увеличением зазора в 3—4 раза

- Допустимым нарушением посадки в сопряжении, в которых вал вращается в отверстии, не имеющим промежуточной втулки, является увеличение зазора в 5-6 раз. 2 допустимым нарушением посадки шлицевых соединений - является увеличение зазора в 10-20 раз ( 10 - для консольных валов )°

- Для надежной работы зубчатого зацепления в течении межремонтного периода к сборке допускаются лишь шестерни, у которых длина выкрашивания усталостного характера на поверхности зубьев занимает не более 15% длины зубьев.

- Пригодность подшипника качения - при радиальном биении до 0,3мм. и т.д.

Для использования изношенных деталей с придельными значениями размеров рекомендуется подбор деталей сопряжения для обеспечения требуемой посадки. С целью сохранения приработки шестерен их следует обезличивать. При контроле-сортировке детали окрашиваются в разные цвета:

годные - белый; требующие ремонта - зеленый; негодные - красный.

Завершающим этапом дефектовки деталей является обобщение результатов контроля деталей по всей машине. Сводные данные заносятся в ведомость дефектов, в которой конкретно перечисляются годные, бракованные и детали, требующие ремонта» Основы технологии сборки машины

В ремонтном производстве как и в машиностроении приняты следующие способы получения точного сопряжения деталей в соединении