Эксплуатационные основы систем и устройств автоматики и телемеханики: Конспект лекций, страница 8

          Четырехзначная АБ используется на подходах к крупным ж.-д. узлам, где движутся грузовые, дальние пассажирские и пригородные поезда с разными скоростями следования. Известно, что тормозной путь пригородного поезда примерно в два раза короче тормозного пути грузового поезда. Поэтому устанавливать на этих участках lбу = lтг и применять трехзначную АБ невыгодно. В четырехзначной АБ длина блок-участка принимается равной тормозному пути пригородного электропоезда, т.е. тормозной путь грузового поезда располагается на двух блок-участках четырехзначной АБ. С этой точки зрения пропускная способность рассматриваемой системы такая же, как у двухзначной АБ, т.е. высокая, а информационная способность выше, чем у трехзначной, что важно на подходах к большим городам.    

3.1.3. Проверка межпоездных интервалов

          При проектировании системы АБ встает задача проверки возможности реализации заданного размера движения с учетом конкретного плана и профиля проектируемого участка, а также проверки длин блок-участков на соответствие их тормозным путям. В этом случае необходимо иметь в виду, что поезда, разграниченные по расстоянию, в реальных условиях могут находиться одновременно на участках с разным профилем, следовательно, двигаться с разными скоростями. Это в свою очередь влечет за собой постоянно меняющееся расстояние между центрами тяжести попутно следующих поездов. Поэтому межпоездной интервал для проверки представляется во временном выражении, в котором он ставится в зависимость от скоростного режима поездов с разграничением их на необходимое количество блок-участков:  I = Lмпи/V, мин.

          Проверка заданного в минутах межпоездного интервала осуществляется с использованием кривой скорости следования расчетного поезда по участку. Построение кривой ведется в соответствии с правилами тяговых расчетов (ПТР). При трехзначной АБ кривые скорости строят для грузового поезда, а также пассажирского при условии их движения с максимально возможными скоростями без остановки на промежуточных станциях. Отдельно отображается кривая, учитывающая остановки: для двухпутных участков только в местах, где они предусматриваются технологией, для однопутных – на всех раздельных пунктах. При четырехзначной АБ кривую скорости строят для пригородного поезда с аналогичными условиями следования раздельных пунктов напроход и с остановками.

          После вычерчивания всех необходимых кривых  на них наносятся минутные засечки времени следования поезда по перегону. С этой целью заготавливается определитель одноминутного хода. Он представляет собой масштабный треугольник с основанием 2 км и высотой 120 км/ч. Ниже показан пример нанесения засечек времени на кривых скорости следования пригородного и грузового поездов при заданном интервале 6 мин. Из него следует, что заданный интервал выполнить невозможно, т.к. грузовой поезд приблизительно на 13-ой минуте текущего времени догонит пригородный поезд и вынужден будет сделать остановку.

          В проекте анализируются межпоездные интервалы в районах наиболее неблагоприятных мест (участки проходимые поездом с малой скоростью, выходы со станций, где имелась остановка, пригородные платформы  т.п.) Из всех полученных интервалов за основной расчетный Iмин выбирается наибольший и сравнивается с заданным в проекте. В частности, для исключения задержек поездов перед станцией  нужно, чтобы Iмин ≥ Iст.

Iст = 0,06·(lп + lвс + lбу + lстр)/Vп + tм,

где lп, lвс, lбу, lстр уясняются из рисунка;  Vп – средняя скорость поезда 1 при приеме на боковой путь; tм – время приготовления маршрута (МКУ – 3-6 мин, ЭЦ – 0,2-0,6 мин, МРЦ – 0,1 мин).

       С целью сокращения Iст длина блок-участка перед входным светофорам не должна превышать 1500 м.

3.2. РАССТАНОВКА СВЕТОФОРОВ АБ

3.2.1. Способы расстановки

          В соответствии с действующей методикой расстановку светофоров выполняют для расчетного грузового поезда длиной 850, 1050 или 1250 м и пригородного длиной 240 м. Известны следующие способы расстановки: