Рассмотрим влияние субъективного фактора, т.е. способности человеческого глаза различать сигнальные цвета в диапазоне К, О, Ж, З, Г, С, Ф. Опытами ЦНИИ МПС СССР в свое время было установлено, что человеческий глаз особенно чувствителен к Ж-З спектру с длиной волны λ = 0,556 µ. Внутри спектральных полос человеческий глаз более чувствителен к средним длинам волн, нежели к длинным и коротким. Поэтому спектр С-З-Ж, например, воспринимается как З, а Ж-О как Ж. Отсюда при опознании цветности на обычном фоне железных дорог встает вопрос о повышении контрастности З и Ж сигнальных показаний, совпадающих с цветом фона.
Рассмотрим влияние объективных факторов, взяв за основу анализа формулу определения дальности видимости сигнального огня
L = √ I·τ ·10 /E , км,
где I – сила сигнального пучка, кд;
τ – коэффициент пропускания атмосферы на 1 км;
E – освещенность на зрачке глаза, лк.
Рассмотрим создание условий для опознания сигнального цвета с учетом объективных факторов. Сила излучаемого света достигается применением лампы накаливания достаточной мощности и оформлением оптической системы светофора. На проходных светофорах устанавливаются лампы мощностью 15 Вт, на входных – 25 Вт. При этом следует иметь в виду, что спектр света, излучаемого нитью лампы, зависит от величины приложенного напряжения. Чем больше напряжение, тем выше температура нити, тем сильнее наблюдается сдвиг в спектре в сторону Ф. И наоборот: при меньшем напряжении наблюдается сдвиг в спектре в сторону К. Для того, чтобы колебания напряжения не влияли на цветовую окраску сигнального потока, применяются высококачественные светофильтры стандартных цветов с узкой полосой пропускания, а напряжения на лампах регулярно контролируется и поддерживается в пределах 10,5 – 12 В.
Состояние промежуточной среды при нормальных атмосферных условиях характеризуется коэффициентом пропускания τ = 0,7 – 0,9, при котором избирательное поглощение волн воздухом невелико. При неблагоприятных условиях (дымка, туман и т.п.) наблюдается перераспределение цветов в спектре. Лучше поглощаются цвета с малой длиной волны. Отсюда зеленый огонь воспринимается как желтый, желтый как оранжево-красный, и только красный остается устойчивым.
Пороговая освещенность на зрачке глаза установлена опытами ЦНИИ МПС СССР для двух случаев: в условиях летнего солнечного дня, когда на сетчатку глаза падает не только световой поток сигнала, но и отраженный от всех предметов солнечный поток, и в ночных условиях. При этом получены следующие значения Е (лк) для сигнальных цветов:
Днем К – 600·10 , Ж – 1200·10 , З – 900·10 , С – 800·10 , ЛБ – 2000·10
Ночью К – 0,8·10 , Ж – 2,0·10 , З – 1,2·10 , С – 1,0·10 , ЛБ – 3,0·10
Таким образом, с учетом высокой устойчивости к изменению состояния промежуточной среды, наименьшей потребности в освещенности на зрачке глаза, наилучшей контрастности по отношению к окружающему фону железных дорог в качестве запрещающего движение выбран красный сигнальный цвет. Для подачи сигнала, разрешающего движение с пониженной скоростью, используется желтый цвет сигнального огня, а с установленной для данного участка скоростью – зеленый. В маневровых передвижениях в качестве запрещающего выбран синий огонь, а разрешающего – лунно-белый.
2.3. СИГНАЛИЗАЦИЯ ПРОХОДНЫХ И СТАНЦИОННЫХ СВЕТОФОРОВ
Количество сигнальных огней и их значение у проходных светофоров зависят от вида путевой блокировки, а у станционных светофоров – от их функционального назначения. При этом для входных и маршрутных светофоров учитывается категория пути приема, сигнальный знак впереди расположенного светофора и наличие пологой стрелки (1/18, 1/22); для выходных светофоров – вид путевой блокировки, с которой стыкуется станционная система, и наличие отклоняющей стрелки (в том числе и пологой).
Все многообразие сигнальных знаков, подаваемых огнями светофоров, и их трактовка излагается в Инструкции по сигнализации на РЖД.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.