Эксплуатационные основы систем и устройств автоматики и телемеханики: Конспект лекций, страница 3

          Остряки стрелки могут занимать три положения: два крайних и промежуточное между ними (во время перевода). То крайнее положение остряков, которое ведет в направлении прямого пути, условно называют плюсовым, а то, что ведет в направлении бокового пути, - минусовым. Прижатый остряк в одном из крайних положений должен плотно прилегать к рамному рельсу. Не допускается зазор между ними 4 мм и более во избежание схода состава при противошерстном движении.Остряк в крайнем положении должен надежно быть заперт механическим путем. Принудительное перемещение остряков колесной парой локомотива при пошерстном движении называется взрезом.

            Сигналы служат для обеспечения безопасности движения и четкой организации поездной и маневровой работы. Они могут оповещать о приближении поезда, запрещать или разрешать движение поезда с определенной скоростью, указывать путь отправления при наличии группового сигнала, а также выполнять некоторые специфические функции.

          Сигналы, управляемые устройствами автоматики, в общем виде подразделяются на звуковые (подаваемые звонками, гудками, сиренами и т.п.) и видимые. Видимые различаются по форме и цвету. К сигналам формы относятся различного рода диски, маневровые щиты, семафоры. Сигнализация ими предусматривает изменение геометрии сигнального тела (у диска – окружность в вертикальном положении или узкая прямоугольная полоска в положении на боку) или его перемещение в пространстве (у семафора –  крыло, расположенное горизонтально или вверх под углом 45⁰). К сигналам цвета относятся светофоры. Сигнализация ими предусматривает окраску светового потока в определенные стандартные цвета. Светофоры классифицируются по следующим признакам.

          По способу оформления сигнальной оптики различают прожекторные и линзовые светофоры. В силу ряда недостатков прожекторные светофоры сняты с производства, а доминируют линзовые светофоры.

          По виду несущей конструкции светофоры подразделяются на мачтовые, карликовые, консольные и расположенные на пешеходных мостиках.

          По функциональному назначению различают светофоры проходные, предупредительные, повторительные, заградительные, переездные, входные, маршрутные, выходные, маневровые, горочные.

          По принципу действия светофоры могут быть полуавтоматическими и автоматическими.

          Путевые участки являются объектами контроля. К ним относятся блок-участки перегонов; приемоотправочные, погрузочно-выгрузочные, сортировочные и иного назначения пути станций, а также стрелочные и бесстрелочные участки в горловине станции. Контрольная аппаратура путевых участков не должна позволять открыть сигнал для движения в случае их занятости подвижным составом. Путевые участки можно контролировать с помощью путевых датчиков или электрических рельсовых цепей.

          Точечный датчик представляет собой прибор, реагирующий тем или иным образом на прохождение колесной пары. По принципу действия датчики могут быть механические, магнитные, электромагнитные, оптические, акустические и др. Путевой участок считается занятым, если точечным датчиком, установленным в начале контролируемого участка, будет зафиксирован проход хотя бы одной колесной пары.  Задача фиксации освобождения путевого участка решается с помощью двух датчиков, один из которых устанавливается в начале путевого участка, а другой в конце, и элемента сравнения числа поступивших на участок колесных пар и покинувших его. Участок считается свободным при нулевом результате операции сравнения. Один и тот же датчик может по-разному реагировать на различные скорости движения состава, его длину и вес. Поэтому точечные датчики нашли свое применение как вспомогательные средства контроля.