МЦ в свое время нашла широкое применение на крупных станциях. Управление и контроль стрелками и семафорами осуществлялись со стрелочных постов. Аппарат управления, на котором располагались стрелочные и сигнальные рычаги, связывался со стрелочными и сигнальными приводами посредством гибкой передачи (проволоки, троса). Для воздействия на объект использовалась мускульная энергия человека, переводящего рычаг. Контроль исполненного приказа осуществлялся по фиксации линейного перемещения гибких тяг. Взаимозамыкания между стрелками и сигналами достигались механическим способом с помощью ящика зависимостей. Необходимое количество стрелочных постов определялось расчетом. Увязка между ними выполнялась по цепям станционной блокировки. МЦ на дорогах страны прослужили порядка 100 лет. К недостаткам системы следует отнести громоздкость, значительное время на приготовление маршрутов.
Релейные ЭЦ в настоящее время доминируют на российских железных дорогах. Они предусматривают сооружение центрального поста, на котором располагается аппарат управления и контроля. Перевод стрелок и открытие светофоров осуществляются с помощью стрелочных и сигнальных рукояток (кнопок). Поездная обстановка на станции и состояние объектов отображаются на световом табло. Взаимозамыкание между стрелками и светофорами достигается релейным способом. Связь поста ЭЦ с напольными объектами осуществляется кабельными цепями.
7.3. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМ ДЦ
7.3.1 Диспетчерское управление перевозочным процессом и его автоматизация
Оперативным управлением движением поездов в пределах диспетчерского участка занимается ДНЦ. К его основным обязанностям относятся планирование поездной работы, организация и контроль пропуска каждого поезда, развоз местного груза, подача вагонов под погрузку, сбор и сдача вагонов после разгрузки, выполнение графика движения поездов, включая устранение опозданий поездов. Свою работу ДНЦ осуществляет в контакте с ДНЦ соседних участков, дежурным по отделению, локомотивными диспетчерами и бригадами, работниками различных служб, участвующих в перевозочном процессе.
Необходимыми условиями правильного планирования и оперативного руководства поездной работы являются знание фактического положения дел на участке и способность влиять на перевозочный процесс. Для этого ДНЦ должен быть обеспечен точной и наглядной информацией о поездной ситуации на участке. Привлечение для этих целей телефонной связи с ДСП и радиосвязи с машинистами должного эффекта не дает, т.к. на переговоры тратится много времени при низком качестве информации. Решение задачи существенно облегчается с внедрением системы ДК на участках с АБ и ЭЦ. В этом случае ДНЦ получает точную и непрерывную информацию о передвижениях и местах нахождения поездов. Но по-прежнему много времени тратится на передачу и выполнение приказов. Наибольший эффект получается, когда ДНЦ сам осуществляет управление стрелками и светофорами промежуточных станций. Его можно достичь, внедрив систему ДЦ.
7.3.2. Общие принципы построения систем ДЦ
ДЦ – система телеуправления (ТУ) раздельными пунктами диспетчерского участка и получения с них телесигналов (ТС) о поездной обстановке. В ДЦ сигналы ТУ, ТС в виде кодов передаются по двухпроводной линии, которая связывает центральный пост (ЦП) отделения дороги с промежуточными станциями. На ЦП размещаются приборы обработки сигналов ТУ, ТС и аппарат управления со световым табло и поездографом, на промежуточных станциях – приборы расшифровки сигналов ТУ и шифровки сигналов ТС.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.