Основы экономики предприятия: Учебное пособие, страница 7

Несмотря на экономическую, правовую и производственно-технологическую самостоятельность, каждое предприятие прямо и косвенно взаимосвязано с десятками, сотнями и тысячами других самостоятельных предприятий, организаций, учреждений, граждан. Множество таких контактов образует экономическую внешнюю среду предприятия – рынок.

Главное отношение рынка – "продавец – покупатель", т.е. продажа – покупка товара. Работа любого производства и жизнь современного общества были бы невозможны без взаимодействия хозяйственных партнеров и клиентов с помощью рынка и государства. Предприятие получает (покупает) от других предприятий всевозможные, необходимые ему ресурсы. Покупателям (потребителям) клиентам оно передает (продает) произведенный им продукт, получая за него деньги для возмещения своих затрат, продолжения и расширения производства. От размера (количества и качества) продукта, производимого всеми предприятиями и отдельными производителями, и от способа его распределения между людьми зависит уровень жизни членов общества.

Функции таких звеньев и инструментов экономической системы, как органы государственного и хозяйственного управления, хозяйственное законодательство, банки, страховые учреждения, биржи, фонды, информационные, снабженческие, транспортные, сбытовые и торговые организации, состоят в содействии производству, продвижению и общественно полезному использованию производимых материальных ценностей, услуг и соответствующих им денежных средств. Эти звенья создают определенную экономическую среду. Источником реальных вещественных или денежных потоков, в конечном счете, служит труд работников производственных предприятий, а центральным звеном экономики в любом обществе является производственное предприятие. Экономическая среда, окружающая предприятия, может либо способствовать, либо препятствовать эффективной производственной деятельности. Задача государства – сделать эту среду максимально благоприятной для работы производственных предприятий.

Кроме того, внешнюю среду предприятия образуют:

         природные условия (географические, климатические, почвенные, сейсмические и т. п.);   

политическая система и политические условия в зоне деятельности и интересов предприятия (политический строй, жесткость режима государственной власти, политические силы, органы власти в центре и на местах, развитость законодательства, практика соблюдения законов и т. п.);

            демографические условия (численность населения, ее динамика и структура, качественные характеристики различных групп населения, взаимоотношения между ними, общественная мораль и нравственность, поведенческие традиции населения и их устойчивость и т. п.);

          социально-экономическая ситуация (состояние народного хозяйства, его секторов и отраслей, уровень и динамика экономических показателей развития страны и регионов, доходы населения и их распределение, уровни занятости и безработицы,  организованность трудящихся, влияние профсоюзов и других общественных организаций, трудовые и социальные конфликты и т, п.);

          научно-технические достижения (уровень развития науки в стране и за рубежом, доступность ее результатов, научно-технический потенциал страны и отдельных отраслей производства, науки, техники).


Тема 4. ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1. Понятие и состав имущества предприятия

В типичном процессе производства участвуют три основных элемента:

·  труд человека – главный элемент каждого производства;

·  средства труда, при помощи которых человек осуществляет производственный процесс (машины, производственное оборудование, инструмент и т.п.);

·  предметы труда (сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты), над которыми совершается трудовая деятельность. В качестве специфического предмета труда выступает информация.