Основы экономики предприятия: Учебное пособие, страница 31

Налоговая система должна быть стабильной и гибкой. Государство строит налоговую систему в соответствии с налоговой политикой, являющейся частью экономической политики. Налоговая политика – это комплекс мероприятий, обеспечивающих установление налогов и платежей в бюджет, порядок их внесения, размеры ставок и т.п. Она должна заинтересовывать каждое предприятие, каждого предпринимателя и гражданина в наиболее эффективной деятельности с точки зрения функционирования всей экономики.

Налоги, которыми облагаются предприятия:

§  на прибыль (или на доходы);

§  на имущество;

§  на добавленную стоимость;

§  земельный (на землю);

§  на операции с ценными бумагами;

§  на транспортные средства и др.

Предприятия вносят также специальные налоги (взносы, платежи):

§  в фонд социального страхования;

§  в пенсионный фонд;

§  в фонд занятости населения;

§  в фонд обязательного медицинского страхования;

§  продажа государству заработанной валюты и другие платежи

и, так называемые, косвенные налоги:

§  акцизы;

§  таможенные пошлины.

С граждан (физических лиц) взимаются налоги:

§  подоходный;

§  налог на имущество и др.

Размер налоговых платежей каждого i -го вида  (Нi , руб.) определяется исходя из установленного законодательством размера налоговой ставки (нст i) и величины соответствующей налогооблагаемой базы (Бi , руб.)  по формуле:

Нi  = нст i Бi

8.3. Рентабельность

Рентабельность – обобщающий экономический показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В общем случае рентабельность определяется отношением прибыли к величине примененных ресурсов, затрат.

Из более чем 10 показателей рентабельности выделяются несколько основных, характеризующих рентабельность ресурсов, вложенных в производство (табл. 4).

Последние два показателя могут рассчитываться по сумме всей продукции (т.е. по предприятию в целом) и по отдельным видам (наименованиям) продукции за год или за отдельные периоды.

Рентабельность производства конкретной продукции (как отношение прибыли от ее выпуска к полной или производственной себестоимости) – важнейшая характеристика экономической эффективности производства этой продукции и экономический критерий целесообразности ее выпуска. От оценки уровня этого показателя (с учетом других факторов) зависит принятие руководством предприятия решений о производстве конкретных видов продукции.

Для вкладчиков заемного капитала наиболее важен показатель "рентабельность всего капитала", а для владельцев (собственников имущества) предприятия – "рентабельность собственного капитала". Эти показатели выступают как норма прибыли на капитал (отдача от вложенного капитала).

Рентабельность для финансового планирования и учета определяется за год и менее, а для оценки отдачи крупных вложений и нововведений – за периоды в несколько лет.

Показатели рентабельности выражаются в процентах, в копейках прибыли на рубль затрат, в рублях прибыли на рубль затрат.

На показателях рентабельности сказывается огромное количество производственных и финансовых решений и факторов. Изменения удельных расходов сырья и материалов, затрат труда на производство продукции, режима работы оборудования, норм оплаты труда, освоение технических нововведений и другие влекут за собой множество изменений в себестоимости, количестве и качестве продукции, в привлекаемых материальных и финансовых ресурсах, в платежах и т.п., что так или иначе влияет на значения числителей и знаменателей показателей рентабельности, т.е. на уровень эффективности производства.

Таблица 4

Показатели рентабельности