Основы экономики предприятия: Учебное пособие, страница 29

Элементы упорядочения в рыночное ценообразование вносят сами участники рынка, придерживаясь норм, и правил, принятых в мировой практике, но не закрепленных законодательством. Такими нормами и правилами является применение так называемых прейскурантных и базисных цен, оговорок в контрактах о повышении цен и применении скидок.

Прейскурантные цены отражают уровень фактически сложившихся цен. Они публикуются в справочниках, прейскурантах, каталогах и используются в качестве справочных при установлении новых цен и заключении новых контрактов.

Базисная цена указывается в контракте одновременно с техническими характеристиками качества продукции. Действительная цена может отклоняться от базисной в большую или меньшую сторону в случаях, когда фактическое качество товара оказывается лучше или хуже оговоренного в контракте.

Возможность увеличения цен реализации продукции вследствие роста цен на приобретаемое сырье, материалы, энергию, оборудование, рабочую силу, уплату налогов, оплату услуг может быть предусмотрена при заключении контрактов в виде специальных оговорок о повышении цен со ссылкой на соответствующее обоснование.

В практике ценообразования широко применяются скидки с цен. Наиболее распространены следующие виды скидок:

§  за оплату товара наличными при заключении сделки;

§  за оплату раньше срока (при системе продажи в кредит);

§  за покупку больших партий товара;

§  за покупку сезонного товара в несезонный период;

§  за постоянство покупок одним покупателем на протяжении длительного времени;

§  за нарушение поставщиком условий поставки, в том числе за ухудшение качества товара.

Таким образом, на цены влияют факторы производства, факторы потребления, факторы рынка и государственного регулирования. В результате конкретная цена конкретного продукта определяется множеством факторов и условий, получающих в цене количественную оценку. Состав типичной отпускной цены промышленной продукции производственного предприятия можно представить следующей формулой общего вида:

1

+

2

+

3

+

4

Себестоимость

производства

продукции

Суммы

налогов,

сборов,

отчислений

Расчетная

(плановая)

прибыль

Надбавки

или скидки

за различные

условия и

качество

При таком составе наценка транспортного, торгового, посреднического предприятия будет дополнительной частью конечной цены продукта.


Тема 8. ПРИБЫЛЬ, НАЛОГИ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

8.1. Прибыль

Прибыль предприятия – важнейший источник денежных накоплений и средств для развития предприятия, один из главных целевых показателей предпринимательской деятельности.

В общем виде прибыль (П) представляет собой разницу между выручкой (ценой) предприятия за проданную продукцию (Ц) и затратами на ее производство и реализацию – себестоимостью (С)

П = Ц – С.

На промышленном предприятии определяется несколько показателей прибыли (по предприятию в целом).

Прибыль от реализации производимой продукции ПР

,

где цi - отпускная цена (тариф оплаты) единицы i-й продукции, услуги; Сi - полная себестоимость единицы i-й продукции; Vi - объем реализации i-й продукции за период. Первая сумма произведений цi на Vi представляет собой величину выручки от реализации всего объема продукции предприятия, а вторая сумма произведений (сi Vi) - себестоимость этой продукции. Для расчета прибыли выручка уменьшается на сумму налога  на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей предприятия.

(Другим методом определяется валовая прибыль, которая отличается тем, что при ее определении из суммы выручки вычитается не полная себестоимость продукции, а производственные затраты и плата за пользование кредитами)

Доходы (убытки) от участия в других организациях и прочие операционные доходы и расходы д)могут увеличить или уменьшить общую величину прибыли предприятия.