Основы экономики предприятия: Учебное пособие, страница 5

Если стоимостной показатель объема рассчитан по ценам, из которых вычтены материальные затраты на производство данной продукции, то он называется объемом добавленной стоимости (чистая продукция).

Объем продукции предприятия (производительность; объем продаж; оборот; объем выпуска; выпуск; объем производства) определяется по расчетной схеме, представленной в табл. 1.

Таблица 1

Схема расчета объема продукции

Наименование продукции

Натураль-

ные

единицы

измерения

Количество продукции, изготавливаемой за период времени, нат. ед.

Цена

продажи, руб./нат. ед.

Объем продаж, руб.

1

а1

V1

ц1

ц1 V1 = Ц1

2

а2

V2

ц2

ц2 V2 = Ц2

3

а3

V3

ц3

ц3 V3 = Ц3

i

ai

Vi

цi

цi Vi = Цi

n

an

Vn

цn

цn Vn = Цn

Всего по предприятию

Σ цi Vi = Σ Цi

Для расчета объемов с помощью условно-натуральных измерителей в графе "Цена продажи" вместо цен указываются переводные коэффициенты, а в последней графе – их произведения на количество натуральных единиц соответствующей продукции.

Натуральные измерители используются для оценки непосредственно физического объема продукции.

Объем продукции оценивается несколькими экономическими показателями: количеством реализованной, товарной, валовой продукции. Продукция, проданная покупателям (за которую получены деньги), называется реализованной продукцией. Продукция, произведенная для продажи, называется товарной продукцией. Сумма объемов продукции, произведенной для продажи, и продукции, предназначенной для потребления внутри предприятия (внутризаводской оборот), называется валовой продукцией.

На измерении объемов продукции (физического и стоимостного) основаны другие экономические показатели предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом. Основные из этих показателей будут рассмотрены ниже.

3.2. Отраслевая структура промышленности

Среди отраслей производственной сферы первая и крупнейшая – промышленность. В ней создаются преобладающая часть национального дохода и валового общественного продукта, а в виде продукции – орудия труда для всех отраслей, большая часть предметов труда и товаров народного потребления. Промышленность (тысячи предприятий) имеет сложную структуру. Она состоит почти из 20 укрупненных отраслей, в число которых входит и пищевая промышленность. Отрасль всегда разделена на подотрасли, отличающиеся видами продукции, сырья, технологии. Подотрасли пищевой промышленности: пищевкусовая (сахарная. хлебопекарная, кондитерская и др.), мясная и молочная, рыбная, мукомольно-крупяная и комбикормовая. Сложную структуру имеют сельское хозяйство, строительство и другие отрасли производственной сферы.

Каждую отрасль и подотрасль составляют десятки и сотни предприятий и производств, в которых осуществляется соответствующая деятельность - добыча и переработка природных ресурсов, сырья, изготовление различной продукции, ремонт изделий, оказание других производственных услуг.

Поскольку материальные условия жизни людей являются фундаментальными, постольку предприятия, где эти условия и ценности создаются, образуют основу для функционирования всех других отраслей и предприятий. Деятельность производственного предприятия – первичный источник жизни и развития современного общества. Работа в непроизводственной сфере так или иначе влияет на качество жизни людей, на развитие общества и сказывается на функционировании всех производств.