Вторая часть – затраты, которыми обеспечивается выпуск нескольких наименований продукции и которые нельзя непосредственно (по величине) соотнести с одним продуктом. Например, расходы по содержанию цеха и управлению цехом относятся ко всей продукции, но только данного цеха; расходы на подготовку нового производства связаны лишь с продукцией, которая выпускается с применением соответствующей новой технологии; затраты по сбыту могут касаться сразу нескольких продуктов или клиентов. Это так называемые организационные затраты I. Они близки к калькуляционным статьям 8-10. Их сумма С-I за период не зависит или мало зависит от объема производства, а в себестоимости единицы i-й продукции составляет величину с-Ii, определяемую делением С-Ii на Vi, где С-Ii - часть организационных затрат С-I, приходящихся на объем выпуска i-й продукции. Определение организационных затрат I, приходящихся на i-й продукт, осуществляется путем деления величины С-I между всеми продуктами, к выпуску которых имеют отношение эти затраты. В качестве расчетной базы для распределения по продуктам организационных затрат I принимается какая-либо реальная величина, которую можно измерить и которая прямо или косвенно выражает связь между данными затратами и выпуском конкретной продукции. Такой базой могут быть: производственная заработная плата, время обработки продукции, площадь под оборудованием, расход энергии на технологическую обработку продукции и другие показатели, значения которых (например, а или в) известны по каждому i-му наименованию продукта. Например, а1 - по первому продукту, а2 - по второму для распределения суммы С-I (1,2), или в3 - по третьему, в4 - по четвертому, в5 - по пятому продукту для распределения другой суммы – С-I (3,4,5).
Третья часть – издержки предприятия в целом, которые необходимы для функционирования всех процессов производства и всего предприятия. Это – организационные затраты II, в значительной степени совпадающие с затратами калькуляционных статей 11-13 (потери от брака, общехозяйственные и прочие общепроизводственные расходы). Общий размер их С-II почти не зависит от колебаний объема производства продукции, а в себестоимость единицы i-й продукции они входят в сумме с-IIi, определяемой, как и по затратам с-I, путем деления С-II сначала на части С-IIi, а затем посредством деления каждой из этих частей на Vi – объем соответствующей продукции. Так же, как и для распределения затрат С-I, здесь используется расчетная база (в дополнение к перечисленным несколько выше величинам расчетной базой может служить также производственная себестоимость продуктов или другой показатель в размере, например, d1 – по первому продукту, d2 – по второму, d3 – по третьему и т.д.).
Отдельные виды расходов и даже целых статей (например, статьи 14 – коммерческие, внепроизводственные расходы) могут относиться к любой из трех групп затрат в зависимости от условий конкретного предприятия.
Значение описанной группировки состоит в разделении затрат, образующих себестоимость, на три группы в зависимости от мест возникновения затрат: затраты в технологических процессах производства продукции, затраты в цехах и другие по обеспечению выпуска различных групп продуктов , затраты на функционирование предприятия в целом. Такая классификация позволяет сосредоточить внимание и измерить эффективность усилий именно в тех местах предприятия, где образуются затраты. Она является составной частью контроллинга – концепции управления производством и затратами.
Величина себестоимости формируется под воздействием различных факторов и закономерностей. Среди них можно выделить несколько важнейших.
Во-первых, на себестоимость прямо влияют уровень цен на приобретаемое сырье, другие материальные ресурсы и стоимость рабочей силы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.