Телеграфные службы. Службы ПД. Защита от ошибок и преобразование сигналов. Факсимильные службы. Единая система документальной электросвязи, страница 48

Общие положения. Рассматриваемая ниже интерактивная' (диа­логовая) служба Видеотекс [1—4] относится к так называемым службам доступа к информационным ресурсам. Эти службы предоставляют услугу, с помощью которой абоненты получают доступ к различным базам данных. Используя ПК, абоненты служб могут оперативно знакомиться с новостями коммерче­ской, справочной информации, в том числе необходимой для использования службами ДЭС. Кроме этого службы такого рода должны обеспечивать абонентам возможность распростра­нения своей информации среди других абонентов (всех или заданной группы) посредством услуги "Доска объявления". Службы доступа к информационным ресурсам могут бази­роваться на технических средствах и транспортной системе службы электронной почты. Они обеспечиваются не только средствами электросвязи, но и информационными системами. Отсюда следует, что создание таких служб должно осуществ­ляться предприятиями связи совместно с различными пред­приятиями — поставщиками информации.

Система Видеотекс впервые была предложена в Вели­кобритании в 1978 г. Вскоре эта система нашла применение и в других странах. Она получила различные названия в раз­личных странах: в Великобритании — Prestel, ФРГ — Bild-schirmtext, Франции — Teletel, Нидерландах — Viditel, Швеции — Data Vision, Финляндии — Telset, Японии — CAPTAIN, Канаде — Vista. Эти системы различаются по своим тех­ническим стандартам и возможностям [1].

Основные характеристики и услуги службы Видеотекс. Служба Видеотекс обладает следующими характеристиками:


1)  информация представляется в буквенно-цифровой и/или графической формах;

2)  информация хранится в базах данных в виде страниц, состоящих из одного или нескольких кадров.  Кадр — это сообщение, которое выводится на экран в виде единого целого по команде абонента в результате одной операции с оконечной установки. Это сообщение может занимать всю площадь экра­ на или ее часть;

3)  передача информации между базой данных и абонен­ тами осуществляется через сети электросвязи;

4)  визуальная информация воспроизводится телевизором или другим устройством визуального отображения в формате 24 строки по 80 или 40 знаков;

5)  доступ к базам данных осуществляется абонентом в форме диалога с помощью меню;

6)  проста в эксплуатации для широкой публики и доступна для потребителей;

7)  дает абонентам возможность для формирования и мо­ дификации информации в базах данных;

8)  дает возможность поставщикам информации создавать и управлять базами данных, а также создавать замкнутые группы абонентов;

9)  время между окончанием запроса и получением кадра не превышает 30 с;

10)  вероятность отказа в установлении соединения оконеч­ ной установки (терминала) с базой данных не превышает 0,05 (без учета отказов группового оборудования сети связи);

11)  коэффициент ошибок по знакам в получаемом абонен­ том сообщении не превышает 1 • 10~6.

Основная услуга системы Видеотекс — информация: пос­ледние известия, биржевые сводки, расписание, прейскуранты и т. п. Кроме этого служба Видеотекс предоставляет следу­ющие услуги:

— транзакция — ввод или модификация абонентами ин­формации, хранящейся в базе данных. Для доступа к таким услугам требуется выполнение специальных процедур, в том числе процедур подтверждения права доступа. Типичные тран­закции — заказ товаров, оплата счетов, резервирование мест в ресторанах и билетов и т.п.;


— передача программ — загрузка программ и/или данных из баз данных в терминал абонента для их использования в терминале;

— передача сообщений — связь абонентов друг с другом путем накопления сообщений в общедоступной базе данных ("почтовом ящике"). Накопленные сообщения передаются або­ ненту —  адресату по  его  запросу или доставляются  авто­ матически;

— обмен сообщениями между оконечными установками — передача и прием абонентами сообщений в диалоговом ре­ жиме. Это не исключает возможность непосредственного обме­ на сообщениями между оконечными установками с использо­ ванием существующих сетей;