Таким образом, одним из главных источников конкурентоспособности предприятия является правильный выбор конкурентной стратегии, на который в свою очередь действует два фактора. Первым является структура отрасли в которой действует предприятие (привлекательность рынка), которая определяется такими качественными показателями как близость рынков сбыта, стабильность отрасли, уровень ценовой конкуренции, требования стандартов и сертификация продукции, емкость рынка.
Структура отрасли определяется взаимодействием пяти сил конкуренции: возможность появления новых конкурентов, товаров заменителей, соперничество уже имеющихся конкурентов в отрасли, способность покупателей и поставщиков торговаться. Активное влияние на структуру отрасли, по мнению М. Портера, оказывает государство.
Вторым фактором, влияющим на выбор конкурентной стратегии предприятия является позиция, которую занимает предприятие в отрасли (конкурентная позиция предприятия). Конкурентная позиция предприятия определяется такими показателями как финансовые возможности предприятия, организационная структура, квалификация сотрудников и научного персонала, производственные возможности и имидж предприятия в деловом мире, преимущество расположения.
Наличие такого рода конкурентных преимуществ в деятельности предприятия должны обеспечивать эффективность его деятельности, имидж и инвестиционную привлекательность предприятия, причем источниками конкурентоспособности для предприятия является не только совершенствование отдельных видов производственно- финансовой деятельности, но и согласование своей деятельности с деятельностью всех других участников хозяйственного процесса. в связи с этим, Портер источником конкурентных преимуществ рассматривал систему ценностей фирмы, представляющую цепочку ценностей фирмы, поставщиков, партнеров по сбыту, покупателей. Цепочка ценностей предприятия - набор видов деятельности создающих ценность, начиная от источников сырья и заканчивая производством конечной продукции. Процесс постоянного совершенствования системы ценностей для предприятия является основополагающим принципом приобретения конкурентных преимуществ.
Конкурентное преимущество для предприятия может быть получено на основе:
1. преимущества в издержках . Связано с достижением лидерства в области минимизации затрат. Фирма, реализующая такую стратегию, должна иметь высоко организованную технологическую организацию производства, инженерно- конструкторскую базу, систему прямой доставки продукции до потребителя, глубокое развитие и совершенствование принципов маркетинговой политики.
2. дифференциация продукции, связана с выпуском различных видов конкурентоспособной продукции и реализация ее на различных рыночных сегментах.
3.фокусирование, связано с концентрацией усилий на каком либо одном рыночном сегменте либо на каком- либо одном товаре.
Экономист Юданов развил некоторые положения теории М. Портера и предложил свою классификацию рыночных стратегий, позволяющих фирме, достигать конкурентные преимущество каким- либо определенным образом. Юданов определил, что основным фактором влияющим на конкурентоспособность товара (предприятия) является запас потребительской стоимости - разница потребительской ценностью и ценой реализации. Чем больше данная разница, тем больше запас конкурентоспособности товара и, соответственно, предприятия.
Условием конкурентоспособности по Юданову является правильный выбор рыночной стратегии, который зависит от: характера деятельности предприятия (стандартное или специализированное производство), масштабов его деятельности (массовое, специализированное, локальное производство и сбыт). Он выделил следующие типы возможных рыночных стратегий для предприятия:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.