Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 9

    Таким образом, одним из главных источников конкурентоспособности  предприятия является правильный выбор конкурентной стратегии, на который в свою очередь действует два фактора. Первым является структура отрасли в которой действует предприятие (привлекательность рынка), которая определяется такими качественными показателями как близость рынков сбыта, стабильность отрасли, уровень ценовой конкуренции, требования стандартов и сертификация продукции, емкость рынка.

    Структура отрасли определяется взаимодействием пяти сил конкуренции: возможность появления новых конкурентов, товаров заменителей, соперничество уже имеющихся конкурентов в отрасли, способность покупателей и поставщиков торговаться. Активное влияние на структуру отрасли, по мнению М. Портера, оказывает государство.

   Вторым фактором, влияющим на выбор конкурентной стратегии предприятия является позиция, которую занимает предприятие в отрасли (конкурентная позиция предприятия). Конкурентная позиция предприятия определяется такими показателями как финансовые возможности предприятия, организационная структура, квалификация сотрудников и научного персонала, производственные возможности и имидж предприятия в деловом мире, преимущество расположения.

    Наличие такого рода конкурентных преимуществ в деятельности предприятия должны обеспечивать эффективность его деятельности, имидж и инвестиционную привлекательность предприятия, причем источниками конкурентоспособности для предприятия является не только совершенствование отдельных видов производственно- финансовой деятельности, но и согласование своей деятельности с деятельностью всех других участников хозяйственного процесса. в связи с этим, Портер источником конкурентных преимуществ рассматривал систему ценностей фирмы, представляющую цепочку ценностей фирмы, поставщиков, партнеров по сбыту, покупателей. Цепочка ценностей предприятия  - набор видов деятельности создающих ценность, начиная от источников сырья и заканчивая производством конечной продукции. Процесс постоянного совершенствования системы ценностей для предприятия является основополагающим принципом приобретения конкурентных преимуществ.

    Конкурентное преимущество для предприятия может быть получено на основе:

1. преимущества в издержках . Связано с достижением лидерства в области минимизации затрат. Фирма, реализующая такую стратегию, должна иметь высоко организованную технологическую организацию производства, инженерно- конструкторскую базу, систему прямой доставки продукции до потребителя, глубокое развитие и совершенствование принципов маркетинговой политики.

2. дифференциация продукции, связана с выпуском различных видов конкурентоспособной продукции и реализация ее на различных рыночных сегментах.

3.фокусирование, связано с концентрацией усилий на каком либо одном рыночном сегменте либо на каком- либо одном товаре.

     Экономист Юданов развил некоторые положения теории М. Портера и предложил свою классификацию рыночных стратегий, позволяющих фирме, достигать конкурентные преимущество каким- либо определенным образом. Юданов определил, что основным фактором влияющим на конкурентоспособность  товара (предприятия) является запас потребительской стоимости - разница потребительской ценностью и ценой реализации. Чем больше данная разница, тем больше запас конкурентоспособности товара и, соответственно, предприятия.

   Условием конкурентоспособности по Юданову является правильный выбор рыночной стратегии, который зависит от: характера деятельности предприятия (стандартное или специализированное производство), масштабов его деятельности (массовое, специализированное, локальное производство и сбыт). Он выделил следующие типы возможных рыночных стратегий для предприятия:

  1. Виолентная. Основана на производстве товаров, пользующихся массовым спросом, где с помощью относительно небольшого ассортимента удовлетворяется значительная часть платежеспособного спроса. Продукция в своем роде является стандартизированной. Организация массового производства приводит к значительному укрупнению предприятия и способствует резкому снижению цен. Причиной снижения цен является экономия на масштабах производства. Однако, виоленты могут только до определенного предела. При достижении относительно больших объемах производства и размеров предприятия, оно теряет свою былую мобильность, прежде всего в управлении производством и оборотным капиталом. Быстро реагировать на динамичную рыночную коньюнктуру становится все более тяжелее. Одним из выходов из такой ситуации является разукрупнение и реструктуризация, при невозможности - фирма рискует утратить самостоятельность и быть поглощенной другим предприятием виолентом. Стимулом, побуждающим приобретать товар у виолента является низкие цены и хорошее качество продукции, полнота ассортимента. Фирмы- виоленты появляются в результате крупномасштабного инвестирования в создание крупного производства и эффективной системы управления. Примером предприятия виолента в г. Гомеле является ОАО «Коминтерн».
  2. Патиентная. Предполагает изготовление особой, необычной, специализированной продукции для ограниченного круга потребителей. Фирмы- патиенты захватывают максимальную долю доступного им рыночного сегмента. Запас конкурентоспособности возможен благодаря большому запасу потребительской стоимости (который может регулировать само предприятие). Основой стратегии - является стратегия дифференциации, которая позволяет повысить цены, формирует привлекательность к марке, защищает от конкурентов. Фирмы- патиенты, в условия развития производства могут быть поглощены другими компаниями и стать дочерними обществами либо сохранять (прекратить) динамичный рост.Примером предприятия патиента является резидент СЭЗ «Гомель- Ратон» СП «Беккер- Систем».
  3. Коммутантная. Основана на малом размере предприятия с ограниченным кругом клиентов. Фирмы- коммутанты специализируются на удовлетворении локальных потребностей населения, при этом спрос носит различный и изменчивый характер. Основной задачей становится поиск и выявление новых потребностей. Торговая политика коммутантов отличается гибкостью и возможностью приспособления к любым рыночным изменениям. Примером фирмы- коммутанта может быть сельский магазин (ТПС) в деревне, торговые ларьки и палатки по городу.
  4. Эксплерентная. Основана на поиске радикальных, научно-технических разработок, отличается высокой степенью риска при прямом и портфельном инвестировании. У предприятия преобладают как экономические, так и неэкономические цели: реализация себя, собственной идеи и т.д. Основой для экспериментальной работы таких предприятий является венчурное инвестирование в разработку новых проектов и товаров- новинок, причем процесс инвестирования осуществляется посредством приобретения акций предприятия. При условии реализации разработок стоимость акций за 5 лет увеличивается в 3-7 раз. Эксплеренты работают на рынке только товаров- новинок ,причем в самом начале своей деятельности фирма находится как бы вне конкурентной борьбы. Примером данного предприятия в г. Гомеле может быть резидент СЭЗ «Гомель- Ратон» РНПУП «Ратон».