Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 35

Субъект рынка

Доля рынка, %

Доля экспорта %

Объем экспорта млн. руб.

Прирост доли рынка %

Прирост доли экспорта %

Прирост экспорта млн. руб.

Темп роста экспорта %

сумма

мест

сум

мест

сум

мест

знач

--

знач

--

знач

--

знач

--

Ратон

18,0

3

100

1

462

3

+2

2

+3,5

2

+14

2

101,1

2

АО Герком

40,0

2

38,4

2

1770

2

-4

3

-4

3

-62

3

83,0

3

Петрохлебсервис

50,0

1

19,2

3

1900

1

+3

1

+6

1

+11

1

110,2

1

   Таким образом, из таблицы 3.3.1. видно, что основными конкурентами на рынке изделий агропереработки стран СНГ являются 3 предприятия: РНПУП «Ратон» (Гомель), АО «Герком» (г. Смоленск, РФ), ПО «Петрохлебсервис» (г. С - Петербург, РФ).

  Лидером на рынке изделий агропереработки стран СНГ является ПО «Петрохлебсервис» (г. С - Петербург, РФ). Его доля на рынке составляет 50%, он также занимает лидирующие показатели по объему экспорта и характеризуется положительной динамикой рыночной доли,  доли экспорта в производстве. Сумма набранных им баллов наименьшая и составляет 8. Сумма набранных баллов РНПУП «Ратон» и АО «Герком» - по 17. Таким образом, видно, что наиболее конкурентоспособным предприятием на данном рынке является ПО «Петрохлебсервис» (г. С - Петербург, РФ), наименее конкурентоспособными соответственно РНПУП «Ратон» и АО «Герком», разделившие 2 место. Основной прирост показателей хозяйственной деятельности для РНПУП «Ратон» был обеспечен за счет прироста доли рынка и темпов роста экспорта. РНПУП «Ратон» на рынке изделий агропереработки является полностью экспорто-ориентированнным: доля экспорта в производстве и реализации – 100%.

4.2.   Соотношение конкурентных сил на рынке комплектующих и зеркал для авто- мото техники стран СНГ.

   Показатели, характеризующие хозяйственную деятельность предприятий- конкурентов на данном рынке приведены в следующей таблице.

                                                                                                                                    Таблица 3.3.2.

       Показатели, характеризующие деятельность предприятий на  рынке комплектующих и зеркал для авто- мото техникистран СНГ за 2000- 2001 гг.

Субъект рынка

Доля рынка, %

Доля экспорта %

Объем экспорта млн. руб.

Прирост доли рынка %

Прирост доли экспорта %

Прирост экспорта млн. руб.

Темп роста экспорта %

сумма

мест

сум

Мест

сум

мест

знач

--

знач

--

знач

--

знач

--

Ратон

14,0

2

100

1

291

3

+2,1

2

+2,0

3

-4,8

3

98,4

3

УПП Глухих

47,0

1

46,0

2

410

1

+3,0

1

+4,4

1

+18

1

104,4

1

ИПП Сапфир

12,0

3

20,0

3

100

2

-2,4

3

+4,0

2

+12

2

103,7

2

Анализируя показатели конкурентоспособности, приведенные в аналитической таблице 3.3.2., методом рейтинговых оценок определим наиболее конкурентоспособное и динамичное предприятие на данном рынке.

     Таким образом, из таблицы 3.3.2. видно, что основными конкурентами на рынке комплектов и зеркал для авто- мото техники стран СНГ являются 3 предприятия: РНПУП «Ратон» (Гомель), УПП«Глухих» (г. Минск), ИПП«Сапфир» (г. Москва, РФ).

  Лидером на рынке комплектов и зеркал для авто- мото техники стран СНГ является ИПП «Глухих», доля которого на рынке составляет 47%. Предприятие также занимает лидирующие позиции по показателям объема экспорта в производстве, прироста объемов экспорта, положительной динамикой рыночной доли,  доли экспорта в производстве. Сумма набранных им баллов наименьшая и составляет 8.

     Несмотря на это, обладая незначительной рыночной долей, РНПУП «Ратон» г. Гомель является единственным экспорто ориентированным предприятием, доля экспорта в общем объеме производства составляет 100%. Негативным моментом для РНПУП «Ратон» на данном рынке является снижение темпов роста экспорта в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 1,6%. Таким образом, РНПУП «Ратон» (Гомель) и ИПП«Сапфир» (г. Москва, РФ) разделили между собой на данном товарном рынке 2 место –показав одинаковые показатели конкурентоспособности.

      В продолжение рейтингового метода анализа конкурентоспособности РНПУП «Ратон», основываясь на данных эмпирических подсчетов и вычислений, а также аналитических таблиц, характеризующих деятельность РНПУП «Ратон» и предприятий- конкурентов за период 2000-2001 гг. можно констатировать следующее:

9.  рынок комплектов и кооперации для медтехники  РНПУП «Ратон» - 2 место;

10.  рынок комплектно-распределительных устройств  -1 место (на внутреннем рынке);

11.  рынок комплектующих и деталей для мебели – 2 место;

12.  рынок топливно-энергетических устройств – 3 место.

     Таким образом, из вышеприведенных расчетов (на основании рейтингового метода оценки конкурентоспособности предприятия) можно сделать вывод, что РНПУП «Ратон» является не конкурентоспособным субъектом рынка комплектов и кооперации для медтехники, комплектующих и зеркал для авто- мото промышленности ,топливно-энергетических устройств. Предприятие является относительно конкурентоспособным (определяется рейтинговым местом и долей рынка) на рынках продукции агропереработки, комплектно-распределительных устройств, деталей и фурнитуры для мебели.