Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 15

В соответствии со ст. 7 закона, государственное регулирование осуществляется путем:

2.  тарифного регулирования; -нетарифного регулирования; - установление исключительного права государства на отдельные виды внешнеторговой деятельности; - путем экспортного контроля.

   Тарифное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется на основании Закона РБ от 5.12.1997 г. «О таможенном тарифе» с целью регулирование объемов экспорта и импорта товаров, а также защиты внутреннего рынка.

В числе тарифных методов внешнеторгового регулирования важным является установление таможенных режимов обращения товаров - импортных и экспортных пошлин.

    Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, установлено Постановлением Совета Министров РБ от 30 06.1999 г. №1000 «О совершенствовании  нетарифного регулирования внешней торговли в РБ». Нетарифное регулирование экспортно- импортных операций предполагает лицензирование и квотирования экспорта и импорта, государственных закупок товарной продукции, импортного депозита. Установление исключительного права государства на отдельные виды внешнеторговой деятельности распространяется на торговлю льном, нефтью драгоценными металлами, пушниной и др. Постановлением определен перечень товаров экспорт (импорт) которых, возможен только на основании лицензии. Экспортный контроль за проведением внешнеторговых операций возложен на Министерство иностранных дел, Комитет государственного контроля, Национальный Банк РБ, Государственный таможенный комитет РБ.

1.  Особый режим осуществления и регулирование внешнеторговой деятельности является деятельность свободных экономических зон, а также деятельность иностранных инвесторов в рамках иностранных и совместных предприятий. Деятельность СЭЗ регулируется Законом «О СЭЗ» от 07.12.1998 г. Указом президента РБ для каждой СЭЗ устанавливаются специальные льготные режимы: таможенный, валютный, трудовой, налоговый, финансовый. Деятельность иностранных инвесторов на территории РБ регулируется Законом РБ от 14.11.1991 г. «Об иностранных инвестициях на территории РБ».

2.  Указ Президента №71 от 1.06.1997 г. «О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты» в соответствии с которым 30% иностранной валюты. получаемой резидентами РБ от внешнеторговых операций должны быть проданы на межбанковской валютной бирже по курсу Национального Банка.

3.  Общий порядок проведения и контроля внешнеторговых операций утвержден указом Президента РБ от 04.01.2000 г. №7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». Пунктом 2 указа контроль за внешнеторговой деятельностью возложен на Министерство иностранных дел, Комитет государственного контроля, Национальный банк, органы республиканского и местного управления. Указ определяет законодательные основы регулирования, техники организации и проведения внешнеторговых операций предпринимателями, юридическими лицами и иностранными инвесторами на территории РБ.

   Таким образом, исходя из вышеизложенного можно утверждать, что роль государственных органов в процессе организации и регулирования внешнеторговой деятельности предприятия велика. Активное влияние на хозяйственную и стратегическую деятельность предприятия также оказывают политические, инвестиционные, экономические и прочие факторы, относящиеся к макросреде деятельности предприятия. Влияние данных факторов на производственно- хозяйственную деятельность предприятия и условия его конкурентоспособности представлено в модели национальных конкурентных преимуществ Республики (см. Глава 1 п.1.2.). Следует отметить, что жесткое государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятия, отражается на его конечных финансовых результатах, а также конкурентоспособности производимой на экспорт продукции скорее отрицательно, чем положительно.

        Анализ микросреды деятельности РНПУП «Ратон» начнем с анализа конкурентной среды деятельности предприятия, изучения потенциальных конкурентов и возможности появления новых, определение типа конкурентной среды в котором действует предприятие.

    С целью определения потенциальных конкурентов РНПУП «Ратон» и размера их рыночной доли рассмотрим Таблицу 2.2. (см. приложение).

     Таким образом, та основании Таблицы 2.2. можно сделать вывод, что основные конкуренты предприятия находятся на территории Республики Беларусь и России. Тип конкурентной среды для предприятия характеризуется средой монополистической конкуренции, для которой характерно наличие достаточно большого количества конкурентов (производителей), а также большого числа потребителей производимой продукции. Данному типу рынка характерно преобладание ценовых методов конкуренции. Снижение цены на данном рынке возможно в случае изыскание дополнительных резервов снижения себестоимости продукции и увеличение рентабельности основного и побочного производств.

   Основную долю на внутреннем и внешнем рынках комплектов для медтехники занимает «Дощинский завод медоборудования» - 60% объема внешнего рынка и 10% - внутреннего. Фактически он занимает монопольное  положение на внешнем рынке товаров медтехники, что дает ему возможность регулировать объемы производства в соответствии с принципами ценообразования. Наименьшую долю на внутреннем рынке занимает РНПУП «Ратон» - 10%. на внешний рынок предприятие не выходит ввиду неконкурентоспособности собственной продукции

    Основную долю на рынке топливно -энергетических устройств занимает Завод «красный  гидропресс» г. Таганрог -28%, причем на внешнем рынке -24%, наименьшую-  Машиностроительный завод г. Витебск - 17%; на рынке деталей для мебели наибольшую соответственно- Фирма «Стекловар» (Россия)  -18%, причем из них на внешнем - 13%, наименьшую - Минский подшипниковый завод - 5% (предприятие не осуществляет деятельность на внешнем рынке)