Неконкурентоспособность предприятия на данных рынках обусловлена, негативной динамикой показателей рыночной доли и темпов роста экспорта в производстве ,а также низкой маневренностью оборотных средств предприятия, недостатком средств для развития маркетинговых исследований, совершенствования производства и самофинансирования, неустойчивым финансовым положением предприятия ,высоким уровнем кредиторской задолжности ,склонностью к экономической несостоятельности.
Значительное влияние на конкурентоспособность предприятия оказывает их рыночная доля, система ценностей предприятия, конкурентная позиция, выбор конкурентной стратегии, а также интенсивность конкуренции в отрасли и степень ее монополизации со стороны отдельных предприятий. Степень монополизации рынка ,оказывает влияние на уровень конкурентной борьбы, качественное совершенствование товарных групп, реализуемых на рынке. С целью оценки степени монополизации рынков для РНПУП «Ратон» определим интенсивность конкуренции на рынке комплектно-распределительных устройств т.к. данный рынок оказывает наибольшее влияние на формирование конкурентной стратегии РНПУП «Ратон». Производство и реализация комплектно-распределительных устройств является одним из основных видов деятельности предприятия как на внутреннем ,та и на внешнем рынке, занимающая 23,5% всего объема производства и реализации по предприятию.
Анализ интенсивности конкуренции на рынке производится по распределению рыночных долей, рентабельности и темпам роста рынка.
С целью оценки интенсивности конкуренции на рынке комплектно-распределительных устройств проанализируем показатели приведенные в таблице 3.3.3.с использованием четырех дольного показателя концентрации и индекса Херфиндаля- Хершмана.
Таблица 3.3.3.
Распределение долей рынка комплектно-распределительных устройств стран СНГ между основными производителями на конец 2001 г.
Предприятие |
Рыночная доля, % |
АООТ «Самарский завод электроцид» г. Самара. |
26 |
АО «Московский завод электроцид» г. Москва |
21 |
РНПУП «Ратон» г. Гомель |
19 |
«Таврида электрик» г. Севастополь |
16 |
Прочие предприятия на рынке |
18 |
Интенсивность конкуренции по распределению рыночных долей определяется по следующей формуле: Ид= 1-н * [1/н * сумма (Дi –1/н)]1/2. При стремлении данного показателя к нулю, степень конкуренции в отрасли снижается, соответственно, это свидетельствует о монополизации рынка крупными фирмами-производителями, и наоборот.
Тогда при н=4 (т.к. мы рассматриваем 4 первых конкурента, характеризующиеся наибольшим объемом рыночной доли) можно произвести расчет:
Ид= 1-4*(0,25 * 0,075)1/2 =0,379.
Следовательно, показатель 0,379 свидетельствует о значительной степени монополизации рынка комплектно-распределительных устройств, однако элементы конкурентной борьбы среди 4 потенциальных конкурентов все же присутствуют.
С целью подтверждения данного тезиса рассмотрим четырех дольный показатель концентрации (CR4) и индекс Херфиндаля- Хершмана, рассчитанные на основании таблицы 3.3.3. Так, CR4= 82 индекс Херфиндаля- Хершмана соответственно 0,82, что показывает высокую степень монополизации рынка со стороны 4 основных конкурентов. Показатель CR4=82, также показывает, что на долю оставшихся предприятий остается 18% доли рынка, что является недостаточным для оказания какого-либо влияния на среднерыночную цену.
Подтверждение тезиса наличия конкурентной борьбы на рынке доказывает расчет показателей интенсивности конкуренции по рентабельности (Ир) и темпам роста рынка
(И т.р.). Так, исходя из данных о рентабельности рынка комплектно-распределительных устройств –7,0% и темпах роста рынка, равного 121,0% произведем расчет выше указанных показателей.
1) Интенсивность конкуренции по рентабельности рынка (Ир) = 1-Р, где Р - уровень рентабельности рынка комплектно-распределительных устройств =7,0%.
Подставив числовые значения в формулу, получим: Ир= 1-0,07= 0,93. Таким образом, показатель Ир, равный 0,93, показывает интенсификацию и высокую степень конкуренции в отрасли.
2) Интенсивность конкуренции по темпам роста рынка (И т.р) = 140-темп роста / 70
Подставив числовые значения в формулу, получим: И т.р= 140-121 / 70= 0,27. Таким образом, показатель И т.р, равный 0,27, показывает низкую степень интенсивности конкуренции на рынке.
С целью наиболее объективного и детального анализа степени монополизации рынка рассчитаем интегральный показатель интенсивности конкуренции (Иоб), равный корню квадратному из произведения Ид, Ир и И т.р
Подставив числовые значения в формулу, получим: Иоб= 0,379 * 0,93 * 0,27= 0,46.
Таким образом, показатель Иоб, равный 0,46, свидетельствует о средней степени монополизации рынка комплектно-распределительных устройств, с одновременным присутствием конкурентной борьбы между основными 4 конкурентами, доли рынка которых практически равные (без критического соотношения). Одним из субъектов данного рынка является РНПУП «Ратон», занявший 3 место по размеру рыночной доли, равной соответственно 19% общей емкости рынка.
5. Метод построения конкурентной карты рынка.
С целью определения вида и региона рынка на основании которого будет строиться конкурентная карта, рассмотрим основные виды продукции производимые РНПУП «Ратон». Наибольший удельный вес в общем объеме производства занимает производство товаров народного потребления (из него мебельная фурнитура и комплекты для мебели – 12,9%) и комплектно-распределительных устройств.
В связи с изменением структуры реализации товарной продукции в пользу производства и реализации более рентабельных и качественных видов продукции, изменений в маркетинговой и ассортиментной политиках предприятия, а также с точки зрения актуальности и рыночной конъюнктуры наибольший интерес для автора представляет рассмотрение рынка мебельной фурнитуры и комплектов для мебели.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.