Активное влияние, особенно в Республике Беларуси, на формирование конкурентных преимуществ страны, а также на степень ее социально- экономического развития оказывает государственная политика в лице исполнительной, судебной и законодательной властей. На современном этапе экономика республики, процессы планирования, организации и производства отечественных предприятий, особенно во внешнеэкономической деятельности подвержены активному регулированию со стороны государства.
В связи с этим следует отметить, что меры. предпринимаемые государством как на макро, так и на микро- уровне отражаются на работе отечественного бизнеса скорее отрицательно, чем положительно. Отрицательное воздействие на уровень развития промышленности оказывает жесткая кредитная, финансовая, валютная, налоговая и таможенная политики. Налоговое бремя достигает 80% прибыли предприятий, исключая всякую возможность для самофинансирования, модернизации производства, проведение НИОКР, формирование специальных фондов и т. д.
132 -е место по уровню инвестиционной привлекательности в мире среди прочих стран мира в 2000 году свидетельствует о невозможности перераспределения ресурсов эффективно. Отрицательное воздействие оказывает неравноправие субъектов малого и среднего бизнеса, относительно крупных промышленных предприятий в области получения кредитов и льгот при осуществлении экспортно- импортных операций. Нехватка собственного сырья, экспортного потенциала, отсутствие необходимого количества иностранной валюты для закупки критического импорта вынуждает ориентировать государственную политику страны на Восток, усилия зависимость экономики республики от рынков России.
С целью приобретения экономической независимости, совершенствования конкурентоспособности деятельности отечественных предприятий Министерствами и Ведомствами принимается ряд мер по совершенствованию налоговой и финансовой систем страны. Неэффективность государственной политики реализуется посредством нерационального расходования бюджетных средств: 25% бюджета 2001 года израсходовано на социальную сферу и только 2,5 % на развитие международной деятельности республики (10% суммы социальных трансфертов государства). Перераспределение средств бюджета в пользу социальной сферы соответственно снижают темпы роста национального дохода и промышленного производства. Исходя из среднегодовых темпов роста расчетных статей бюджета начиная с 1995 года на социальную сферу, к 2005 году общая сумма социальных трансфертов составит 70% всего республиканского и местных бюджетов. Одновременно с этим, расходы государственного бюджета на капитальные вложения сократились до 7%, промышленность и транспорт - до 4%, финансирование сельского хозяйства - до 3%, соответственно расходы на правоохранительную деятельность им оборону увеличились до 15% бюджета, государственное и местное самоуправление -9%. Расходы государства на поддержку малого и среднего бизнеса составили всего - 37 млн. долл. США. Активный контроль по выявлению нарушений и нецелевому использованию бюджетных средств ведет контрольно- ревизионный аппарат при министерстве Финансов. В то же время Правительство республики вынуждено принимать меры по защите внутреннего рынка, интересов белорусских товаропроизводителей, делая их продукцию на внутреннем рынке более конкурентоспособной. Политика государства в области стимулирования деятельности белорусских предприятий и защите внутреннего рынка предполагает увеличение конкурентоспособности предприятий на внутреннем рынке, под воздействием более качественного импорта. Реализуя протекционистскую политику и политику торговых преференций, Правительство республики усиливает конкурентные позиции белорусских товаропроизводителей на внутреннем рынке, а также усиливает степень экономической интеграции с экономически развитыми государствами и Россией.
Торговая политика Республики Беларусь строится на принципах международного права, учитывая международные обязательства страны и способствуя продвижению отечественных товаров на внешний рынок.
Участие государства в процессе конкурентной борьбы противоречиво: с одной стороны оно оказывает отрицательное влияние на конкурентоспособность отечественного бизнеса и экономики страны в целом, с другой - государство способствует интеграции отраслей страны в мировую экономику, защиту внутреннего рынка, увеличение экспорта отечественных товаров на мировые рынки.
Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать главный вывод:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.