2. эффективность промышленного производства, определяется посредством расчета прямых и косвенных затрат на единицу рабочей силы;
3. динамизм рынка, т.е. конкурентоспособность страны будет тем активней, чем активней деятельность компаний и служб, связанных со сбытом и продвижением товаров за рубеж;
4. развитие финансовой системы (деятельность коммерческих банков, бирж, финансовых институтов);
5. наличие квалифицированных кадров и универсализация трудовых ресурсов, численность экономически активного населения в регионе;
6. роль государства (изучение и анализ уровня налогообложения, доля государственного сектора в национальном доходе , доля предприятий государственной формы собственности);
7. природные ресурсы (экономико-географическое положение, инфраструктура региона);
8. готовность государства, финансовых институтов стимулировать торговую деятельность, кредитовать частный экономический сектор;
9. политика страны в области НИОКР;
10. социально- политическая обстановка в стране: как общество отражает свое мнение по поводу политикой реализуемой государственными органами.
К внутренним факторам, влияющим на конкурентоспособность предприятия относят:
1. уровень техники и технологии производства;
2. использование нововведений и новейших изобретений;
3. разнообразие и доступность форм расчетов и платежей;
4. доступность и удобство приобретения товара покупателем (наличие развитой сбытовой сети, технического обслуживания, количества послепродажных услуг);
5. эффективность проведения рекламных мероприятий, затраты на осуществление маркетинговой деятельности;
6. использование методов ценовой и неценовой конкуренции;
7. уровень поддержки хозяйственной деятельности со стороны государственных органов и общественных организаций.
Взаимосвязь между эффективностью и конкурентоспособностью можно представить в виде блок схемы (см приложение).
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия характеризуется суммой полученной, прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль хозяйствующие субъекты получают главным образом от реализации продукции, а также от прочих видов деятельности, предусмотренных законодательством РБ (сдача в аренду имущества и неимущественных ценностей, коммерческая деятельность, внереализационные доходы и т.д.). Прибыль- часть чистого дохода, которые получают субъекты хозяйствования непосредственно после реализации продукции. Только после реализации чистый доход принимает форму прибыли. Качественно - это разность между чистой выручкой (после уплаты НДС, акцизов и других отчислений в бюджет и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованных товаров. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше сумма прибыли и прочнее его финансовое положение. Такие показатели, как сумма прибыли, количество реализуемых товаров, рентабельность продаж зависят от производственно- снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности служб предприятия и характеризуют различные стороны его хозяйственной деятельности.
Таким образом, в ходе оценки эффективности деятельности предприятия основными задачами являются:
1. систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получения прибыли;
2. определение влияния факторов на величину прибыли и конечные финансовые результаты деятельности предприятия;
3. выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности;
4. разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
В ходе анализа эффективности деятельности предприятия также проводится:
1. анализ состава и динамики балансовой прибыли (чистой прибыли), определение источников формирования балансовой прибыли и пути ее распределения;
2. анализ состава и выполнения плана получения балансовой прибыли за отчетный период;
3. анализ конечных финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг), в ходе которого изучается динамика выполнения плана прибыли от реализации товарной продукции, определение факторов влияющих на изменение суммы прибыли. В целом, прибыль от реализации зависит от 4-х факторов: объемов реализации товарной продукции, структуры реализации, себестоимости и уровня средних цен реализации. Причем объем реализуемых товаров может оказывать как положительное, так и отрицательное значение на сумму получаемой предприятием прибыли. Это связано со структурными сдвигами в ассортиментной политике предприятия;
4. анализ ассортиментной политики предприятия и ее влияние на получаемую сумму прибыли. Для проведения оценки ассортиментной политики предприятия используется целый комплекс показателей в т.ч. и получение максимальной прибыли.
в ходе данного анализа изучается каким образом изменение товарной структуры реализации товаров влияет на изменение конечных финансовых результатов деятельности предприятия в отчетном периоде;
5 анализ внереализационных финансовых результатов. В ходе данного анализа определяется та часть плана прибыли, которая зависит от финансовых результатов хозяйственной деятельности, не связанных с реализацией товаров. Это прибыль / убытки от внереализационных операций;
6 анализ рентабельности предприятия. Показатель рентабельности характеризует эффективность деятельности предприятия в целом, устойчивость различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Показатели рентабельности наиболее полно, чем показатель суммы прибыли отражают конечные финансовые результаты эффективности деятельности предприятия.
Все показатели рентабельности могут рассматриваться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации, чистой прибыли. Показатель рентабельности - синтетический показатель, отражающий различные стороны деятельности торговых и производственных предприятий за определенный период.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.