2. увеличение доли прибыли от реализации на 28% в общей сумме БП за период 2000-01 гг. на РНПУП «Ратон», произошло за счет соответственного уменьшения доли внереализационных доходов в сумме БП на 28%.
3. прирост доли прибыли от реализации в общей сумме БП на конец 2001 года, объясняется процессом планирования объема балансовой прибыли на 2001 год. Так, в соответствии с планом прибыли, доля прибыли от реализации товаров/ услуг должна была составить 49% суммы БП за 2001 год, доля внереализационных доходов соответственно- 51%.
4. план балансовой прибыли на 2001 год недовыполнен на 7,1% или на 7 млн. рублей.
5. невыполнение плана балансовой прибыли за 2001 год произошло за счет невыполнения плана формирования доходов по внереализационным операциям на 24,6% или на 12,1 млн. руб.
6. план прибыли от реализации товаров, работ, услуг перевыполнен (по данным 2001 г.) на 11,2% или на 5,64 млн. руб.
На основании вышеприведенных выводов можно утверждать, что увеличение доли прибыли от реализации товарной продукции / услуг за период 2000-01 гг. способствовало развитию и увеличению объемов производства товарной продукции и услуг. При этом прибыль и выручка от реализации увеличились в сопоставимом виде соответственно на 80,8 и 36,6%.
Основной причиной невыполнения плана балансовой прибыли за 2001 г. стало невыполнения плана поступления доходов по внереализационным операциям: снижение прибыли от долевого участия в совместных предприятиях, снижение выручки от сдачи в аренду основных средств, получение штрафов и предъявление рекламаций предприятию в 2001 году в т.ч. за невыполнение обязательств по экспорту на 22%.
Этап 2. Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг.
Основную часть прибыли- 51,8% РНПУП «Ратон» получает за счет прибыли реализации товарной продукции и услуг. Любое социально-экономическое явление подвержено влиянию как объективных, так и субъективных факторов. Прибыль от реализации продукции зависит в целом от 4 основных параметров (факторов): объема реализации продукции, структуры реализации, себестоимости, среднерыночных цен.
Объем реализации на предприятии оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на размер его прибыли и уровень рентабельности продаж. Это объясняется тем, что предприятие реализует низкорентабельную продукцию в связи с чем, увеличение объемов продаж такой продукции приводит к уменьшению суммы прибыли. Одновременно с этим, с целью компенсации убытков, связанных с реализацией низкорентабельной продукции, РНПУП «Ратон» производит и реализует продукцию с относительно высоким уровнем реанабельности. Таким образом, между объемом призводства /реализации и структурой реализации на предприятии действует эффект компенсации. Реализация низкорентабельной продукции осуществляется с целью увеличение объемов производства предприятия и выполнение плановых показателей, что зачастую оказывается неэффективным.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости конечной продукции и услуг приводит к снижению цен и соответственному увеличению конкурентоспособности предприятия, и наоборот.
Изменение уровня средних цен на рынке в сторону увеличения приводит у увеличению суммы прибыли, и наоборот.
Расчет влияния факторов, оказывающих прямое влияние на изменение суммы прибыли проводится способом цепных подстановок или абсолютных разниц.
Общее изменение суммы прибыли от реализации РНПУП «Ратон» в 2001 г. рассчитывается по формуле:
t± П общ. =П факт - П план ( ), тогда общее изменение суммы прибыли от реализации составит = 5564-5000= +5640 тыс. рублей.
Расчет влияния факторов, оказавших влияние на изменение суммы прибыли проведем методом цепных подстановок.
t± П общ. = Объем реализации (Ф1)* себестоимость (Ф2)* ср. цена реализации (Ф3);
Для расчета влияния факторов на увеличение прибыли от реализации составим следующую таблицу.
Таблица 3.1.2.
Динамика факторов, оказывающих влияние на изменение суммы прибыли от реализации РНПУП «Ратон» за период 2000-2001 гг. (тыс. руб.)
Показатели |
2000 г в ценах 01 г |
2001 г. |
откл ± |
темп роста |
Объем реализации (штук) |
51528 |
51358 |
-170 |
99,6 |
себестоимость ед. продукции |
41,5 |
39,1 |
-2,4 |
94,2 |
среднерыночная цена за единицу |
45 |
50 |
+5 |
111,1 |
Влияние объема реализации товарной продукции/ услуг на увеличение суммы прибыли определим по формуле:
t± П Ф1 =Ф11* Ф20* Ф30 - Ф10* Ф20* Ф30 = 90433,3 - 90431,6 = +242,3 тыс. руб.
Таким образом, снижение объема реализации товарной продукции на 0,4% или на 170 штук в 2001 г. по сравнению с 2000 годом в сопоставимых ценах, способствовало увеличению суммы прибыли от реализации за соответствующий период на 242,3 тыс. руб. Это объясняется увеличением реализации более рентабельных видов продукции и услуг (изменение структуры продаж).
Влияние фактора себестоимости на увеличение суммы прибыли определим следующим образом:
t± П Ф2 = Ф11* Ф21* Ф30 - Ф11* Ф20* Ф30 = 95911-91364,4= +4546,6 тыс. руб.;
Таким образом, снижение уровня себестоимости в 2001 г. по сравнению с 2000 г. в сопоставимых ценах на 5,8% привело к соответственному увеличению суммы прибыли от реализации на 4546,6 тыс. руб. Причем экономия издержек на каждой единице реализуемой товарной продукции составила в 2001 г. 2,4 тыс. руб.
Влияние изменения среднерыночных цен на увеличение суммы прибыли определим по формуле:
t± П Ф3 = Ф11* Ф21* Ф31 - Ф11* Ф21 *Ф30 = 96763,1-95911,2= +852,5 тыс. руб.
Таким образом, из данного математического вычисления видно, что увеличение прибыли от реализации на 852,5 тыс. рублей вызвано увеличением среднерыночной цены реализации на 11,1% в 2001 г. по сравнению с 2000 г. в сопоставимом виде. Причем прирост средней цены реализации в 2001 г. составил 5 тыс. руб. за единицу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.