Условия конкурентоспособности предприятий зависят от уровня развития техники и технологии производственного процесса; использования товаров-новинок и эксплерентных изобретений; коммерческих условий продажи, применяемых предприятием (скидки, продажа в кредит и т.д.); доступности и удобство приобретения товаров и услуг потребителями (наличие развитой сбытовой сети, центров послепродажного обслуживания и консультирования и др.); эффективности проведения рекламных мероприятий; эффективности использования методов ценовой и неценовой конкуренции; реализации комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на совершенствование товарной, сбытовой, ценовой политик предприятия и политики пропаганды; уровня поддержки и содействия со стороны государственных органов и общественных организаций.
Условия конкурентоспособности предприятий также зависят от правильности выбранной ими конкурентной стратегии, причем универсальной стратегии не существует. Выбор стратегии предприятия определяется страной базирования, конкурентной средой или набором рыночных сегментов на которых предприятие собирается работать, навыками и уровнем подготовки научно- технического и управленческого персонала., объемом инвестируемого капитала и прочими условиями, спецификой проводимой государственной политики в области внешнеторговых отношений.
Конкурентное преимущество для предприятия может быть получено на основе: преимущества в издержках, дифференциации продукции (связана с выпуском различных видов конкурентоспособной продукции и реализация ее на различных рыночных сегментах), фокусирования, связано с концентрацией усилий на каком либо одном рыночном сегменте.
Основополагающим условием конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность страны базирования, которую М. Портер представил в виде модели национальных конкурентных преимуществ. Особенности национальной модели конкурентных преимуществ определяются следующими параметрами: параметры спроса в стране; параметры факторов; особенности взаимодействия родственных и поддерживающих отраслей; структура и соперничество фирм на рынке. Кроме того, модель конкурентных преимуществ находится под влиянием таких факторов как случай и государство.
Рассматриваемое предприятие Гомельское РНПУП "Ратон" является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица и находится в ведении Министерства промышленности РБ. РНПУП "Ратон" имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и другие счета в учреждениях банков, в том числе валютный счет, фирменные бланки, товарный знак, угловой штамп и гербовую печать. Предметом деятельности предприятия является производство товаров и оказание услуг во обеспечение потребностей населения Республики и других экономических регионов на коммерческой основе. Целью хозяйственной деятельности является получение дохода и прибыли для удовлетворения интересов работников и собственника предприятия. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия.
В настоящий момент, стратегия предприятия основывается на формировании эффективной сбытовой сети посредством использования торговых посредников (агентов, дилеров); повышении конкурентоспособности товарной продукции; реализации товаров на экспорт; увеличении рыночной доли на рынках стран европейского региона; принятие международных стандартов качества; проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; производстве продукции с использованием высоких технологий; привлечении иностранных инвестиций; повышении суммы прибыли и рентабельности производственного процесса, уровня оплаты труда; повышении международного рейтинга предприятия и инвестиционной привлекательности.
С целью реализации данных приоритетов производственно- экономического развития РНПУП "Ратон" на предприятиях создана эффективная система управления производством и капиталом предприятия. На предприятии созданы отделы с выделением трех групп функций:
планирование, маркетинг, принятие и исполнения управленческих решений. Это планово-экономический, валютно-финансовый, транспортный отделы, бухгалтерия, отдел конъюнктуры и цен, отдел рекламы, отдел реализации, инженерно-технический отдел, отдел материально-технического снабжения, отдел совместных предприятий, отдел АСУ, канцелярия, административно-хозяйственный отдел, отдел кадров, отдел труда и заработной платы, юридический отдел и другие.
Координацией, организацией, контролем за внешнеэкономической деятельностью предприятия занимается отдел внешнеэкономических связей во главе с начальником отдела.
Предприятие выпускает следующие виды продукции: товары народного потребления (топливно-энергетические устройства, комплекты для медтехники), зеркала для авто-мото техники, промышленно- технологические изделия, научно- техническая продукция, комплектующие для авто- мототехники, изделия агропереработки и др.
Основные конкуренты РНПУП "Ратон" находятся на территории РБ, России, Украины, причем наиболее жесткая конкурентная борьба разворачивается между белорусскими конкурентами на рынке России; между предприятиями-конкурентами из РБ и России на рынках стран Европы. Конкуренция предприятия на внешних рынках носит ценовый характер, в свою очередь рынок характеризуется типом монополистической конкуренции.
На основе проведенного анализа конечных финансовых результатов деятельности РНПУП «Ратон» можно констатировать следующее:
1. Основной причиной невыполнения плана балансовой прибыли за 2001 г. стало невыполнения плана поступления доходов по внереализационным операциям.
2. Прибыль от реализации продукции зависит в целом от 4 основных параметров (факторов): объема реализации продукции, структуры реализации, себестоимости, среднерыночных цен. Так, снижение объема реализации товарной продукции на 0,4% или на 170 штук в 2001 г. по сравнению с 2000 годом, способствовало увеличению суммы прибыли от реализации за соответствующий период на 242,3 тыс. руб.; снижение уровня себестоимости в 2001 г. по сравнению с 2000 г. в сопоставимых ценах на 5,8% привело к соответственному увеличению суммы прибыли от реализации на 4546,6 тыс. руб.; увеличение прибыли от реализации на 852,5 тыс. рублей вызвано увеличением среднерыночной цены реализации на 11,1% в 2001 г. по сравнению с 2000 г. Общее влияние факторов способствовало совокупному приросту прибыли от реализации на 5640 тыс. руб.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.