Резерв увеличения объемов реализации предприятия также зависит от активизации материально- снабженческой службы предприятия, направленной на приобретение сырья и материалов у поставщиков и посредников для производства продукции. Объем реализации продукции предприятия на внутреннем рынке также ограничен емкостью рыночных сегментов и их платежеспособностью.
Фактическая сумма прибыли на единицу продукции ограничена уровнем затрат на 1 руб. выручки, уровнем постоянных и переменных издержек на единицу продукции, необходимым объемом прибыли, которую планирует получить предприятие для обеспечения самофинансирования, уплаты налогов и прочих платежей от прибыли, формирования фондов предприятия.
В ходе составления выше приведенной таблицы автором использовались данные планово-экономического и финансового отделов за 2000-2001 гг.. а также основные формы аналитической и бухгалтерской отчетности, отчет резидента СЭЗ формы 1-СЭЗ.
Резервы увеличения объема реализации товарной продукции рассчитывались на основе договоров и соглашений, заключенных предприятием с потребителями и торговыми посредниками на 2002 год, а также исходя из имеющегося объема материальных ресурсов для обеспечения необходимого прироста объемов производства. Прибыль на единицу продукции рассчитывалась на основании отчета о затратах на производство и реализацию продукции, а также данных отчета формы 1-СЭЗ об объеме реализации товарной продукции за соответствующий период.
Таким образом, на основании таблицы 4.2 можно сделать следующие выводы.
Резерв увеличения объемов реализации возможен в части товаров народного потребления (резерв увеличения составил 54 шт.), из них резерв увеличения комплектов для медтехники- 23 штуки, мебельной фурнитуры - 31 штука; резерв увеличения реализации зеркал для авто- мото техники -31 шт., комплектно- распределительных устройств - 65 штук. Имеется резерв увеличения реализации прочей продукции на 25 штук. Тогда, общий прирост физического объема реализации на 2002 г. по всем товарным группам составит 179 изделий. При известной величине прибыли на единицу продукции, это позволит увеличить общую сумму прибыли в 2002 г. на 864 тыс. руб., из них за счет увеличения объемов реализации товаров народного потребления, сумма прибыли увеличится на 216 тыс. руб., увеличения реализации зеркал и комплектующих для авто- мото техники - на 123 тыс. руб., увеличения реализации комплектно распределительных устройств - на 396,5 тыс. руб., увеличение реализации прочей продукции - на 92,5 тыс. руб.
Таким образом, возможность увеличения общей суммы прибыли в 2002 году обеспечена в основном за счет прироста реализации комплектно-распределительных устройств: 45,9% и увеличения реализации товаров народного потребления: на 25%.
По данным на 1.03.2002 г. резерв увеличение прибыли отсутствует по следующим товарным группам: топливно-энергетические устройства, изделия агропереработки, специально-технологическое оборудование, изделия промышленно-технические и научная продукция.
С целью увеличения суммы прибыли от реализации товарной продукции службами предприятия внесены определенные изменения в структуру производства и реализации, а также ассортиментную политику предприятия: увеличение реализации более прибыльных товарных групп с одновременным сокращением производства менее рентабельных товарных групп.
Таким образом, ассортиментная политика предприятия в области формирования и ограничения роста отдельных товарных групп является, в настоящее время, рациональной.
2) Подсчет резервов роста суммы прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции на предприятия представлен в таблице 4.3. (см. приложение).
Таким образом, на основании таблицы 4.3. можно сделать следующие выводы:
1. общий резерв снижение себестоимости на единицу изделия составит 12,6 тыс. руб., причем в целом по предприятию предполагается снижение уровня затрат на единицу продукции в среднем на 4%;
2. общие резерв снижения себестоимости достигнут за счет соответственного снижения затрат на производство единицы товаров народного потребления - на 3,7 тыс. руб., из них за счет снижения затрат на производство комплектов для медтехники - на 1,7 тыс. руб., производства мебельной фурнитуры - на 2,05 тыс. руб.; а также за счет снижения затрат на производство товарной единицы комплектно-распределительных устройств и прочей продукции соответственно на 169,0 и 37.5 тыс. руб.
3. несмотря на возможность снижения затрат на единицу изделий агропереработки, специально-технологического оборудования, научно-технологической продукции, резерв увеличения суммы прибыли отсутствует ввиду невозможности прироста физического объема реализации данных видов продукции (отсутствие подписанных договоров и соглашений);
4. на основе рассчитанного резерва увеличения реализации продукции отдельных товарных групп, а также связанный, с этим возможный прирост прибыли в 2002 г.
Таким образом, в целом по предприятию, за счет снижения затрат на единицу продукции резерв роста суммы прибыли на 2002 год составит 308,5 тыс. руб., в том числе за счет реализации более рентабельных видов продукции: комплектов для медтехники- на 39,1 тыс. руб., мебельной фурнитуры- на 62,0 тыс. руб., комплектно-распределительных устройств- на 169 тыс. руб., прочей продукции - на 37,5 тыс. руб.
Отрицательным моментом в производственно-сбытовой деятельности РНПУП «Ратон» является невозможность формирования резервов увеличения прибыли вследствие, отсутствия резервов увеличения физических объемов реализации при имеющихся резервах экономии на издержках. Так, несмотря на возможность экономии затрат в 2002 г. при производстве изделий агропереработки увеличение объемов их реализации невозможно ввиду их не конкурентоспособности по неценовым факторам (условия платежа, поставки, технического обслуживания, дизайна и т.д.).
Несмотря на возможность экономии затрат при производстве единицы изделия специально-технологического оборудования на 1,5 тыс. руб., а также научно-технологического оборудования на 1,5 тыс. руб. резервы увеличение объемов их реализации практически отсутствуют.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.