В настоящий момент, стратегия предприятия основывается на формировании эффективной сбытовой сети посредством использования торговых посредников (агентов, дилеров); повышении конкурентоспособности товарной продукции; реализации товаров на экспорт; увеличении рыночной доли на рынках стран европейского региона; принятие международных стандартов качества; проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; производстве продукции с использованием высоких технологий; привлечении иностранных инвестиций; повышении суммы прибыли и рентабельности производственного процесса, уровня оплаты труда; повышении международного рейтинга предприятия и инвестиционной привлекательности.
С целью реализации данных приоритетов производственно- экономического развития РНПУП "Ратон" на предприятиях создана эффективная система управления производством и капиталом предприятия. На предприятии созданы отделы с выделением трех групп функций:
планирование, маркетинг, принятие и исполнения управленческих решений. Это планово-экономический, валютно-финансовый, транспортный отделы, бухгалтерия, отдел конъюнктуры и цен, отдел рекламы, отдел реализации, инженерно-технический отдел, отдел материально-технического снабжения, отдел совместных предприятий, отдел АСУ, канцелярия, административно-хозяйственный отдел, отдел кадров, отдел труда и заработной платы, юридический отдел и другие.
Координацией, организацией, контролем за внешнеэкономической деятельностью предприятия занимается отдел внешнеэкономических связей во главе с начальником отдела.
Предприятие выпускает следующие виды продукции: товары народного потребления (топливно-энергетические устройства, комплекты для медтехники), зеркала для авто-мото техники, промышленно- технологические изделия, научно- техническая продукция, комплектующие для авто- мототехники, изделия агропереработки и др.
Основные конкуренты РНПУП "Ратон" находятся на территории РБ, России, Украины, причем наиболее жесткая конкурентная борьба разворачивается между белорусскими конкурентами на рынке России; между предприятиями-конкурентами из РБ и России на рынках стран Европы. Конкуренция предприятия на внешних рынках носит ценовый характер, в свою очередь рынок характеризуется типом монополистической конкуренции.
Глава 3
3.1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль РНПУП «Ратон» получает главным образом от реализации товарной продукции и услуг, а также от других видов деятельности: сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность, предоставление расчетного счета предприятия для хранения денежных средств.
Прибыль - часть чистого дохода ,который получают предприятия сразу после оплаты счета за (отгрузки) продукцию. Только после реализации выручка принимает форму прибыли. Количественно прибыль - это разность между выручкой от реализации-нетто (после уплаты налога на добавленную стоимость, акциза и других отчислений от выручки в бюджет и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованных товаров. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше оно получит прибыль и лучше будет его финансовое состояние.
Объем реализации, уровень рентабельности и величина полученной прибыли зависят от производственной, материально-снабженческой, сбытовой, финансовой и маркетинговой политик предприятия.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия является:
1. систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и полученной прибыли;
2. определение влияния факторов на конечные финансовые результаты деятельности предприятия;
3. выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности;
4. разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов хозяйственной деятельности РНПУП «Ратон» являются накладные на отгрузку товаров, данные аналитического и бухгалтерского учета по счетам 46,47,48 и 80, финансовая отчетность формы №2 «отчет о прибылях и убытках», статистическая отчетность резидента СЭЗ формы №1-СЭЗ, бизнес план предприятия на 2001-2003 гг.
Анализ конечных финансовых результатов деятельности РНПУП «Ратон» проведем поэтапно.
Этап 1. Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли РНПУП «Ратон».
Балансовая прибыль предприятия включает в себя прибыль от реализации товаров, работ, услуг, доходы по внереализационным операциям.
С целью анализа состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли составим следующую таблицу.
Таблица 3.1.1.
Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли РНПУП «Ратон» за 2000- 2001 гг. (млн. руб.)
Состав Баланс. прибыли (БП) |
2000 год |
2001 г. (план) |
2001 г. (факт) |
%выполн плана |
|||
млн. руб. в ценах 2000г |
струк- ра, % |
млн. руб. |
струк-ра, % |
млн. руб. |
струк-ра, % |
||
БП |
101,5 |
100 |
102,0 |
100 |
94,8 |
100 |
92,9 |
Прибыль от реализ. |
30,7 |
30,2 |
50,0 |
49,0 |
55,6 |
58,1 |
111,2 |
Внереализ. доходы |
70,8 |
69,8 |
52,0 |
51 |
39,2 |
41,9 |
75,4 |
Примечание: метод определения прибыли от реализации товарной продукции (по моменту оплаты счета).
Таким образом, на основании Таблицы 3.1.1. можно сделать следующие выводы:
1. состав балансовой прибыли включает в себя прибыль от реализации товаров (услуг) и внереализационные доходы, причем наибольший удельный вес в общей сумме балансовой прибыли (БП) в 2001 г. занимает прибыль от реализации -58,1%, наименьший удельный вес, соответственно - внереализационные доходы - 41,9%;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.