Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 89

Компенсационная сделка – (от лат. compensatio – уравновешивать, возмещать) предусматривает компенсацию за поставленные одной стороной товары, услуги встречными поставками другой стороны; относится к наиболее сложным видам встречной торговли. Схемы проведения таких сделок достаточно разнообразны.

Конкурентоспособность – может относиться к определенному товару, предприятию, фирме, отдельной отрасли экономики и национальной экономики в целом.

Конкурентоспособность товара - совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая определяет возможность удовлетворения конкретной потребности покупателей и реализации этого товара на рынке в условиях широкого предложения других аналогичных товаров национального и иностранного производства.

Конкурентоспособность фирмы - способность противостоять на рынке конкурентам – производителям и поставщикам аналогичной продукции по степени удовлетворения своими товарами, услугами потребностей покупателей и по эффективности своей деятельности, осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях существующей на рынке конкуренции.

Конкурентоспособность национальной экономики не имеет однозначного определения. Основное содержание этого понятия характеризуется общим уровнем социально – экономического развития страны, включая производственные и непроизводственные отрасли, научно – технические достижения, освоение современных информационных технологий, состояние финансовой системы, организационно - управленческой деятельности и т. д., что реализуется в конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынке. Все это во многом определяется характером государственного и общественного строя страны, ее политико - правовой системы, способностью государства обеспечить устойчивое, динамичное экономическое и социальное развитие, материальное благополучие населения не ниже "мировых стандартов". На этой основе возникло новое синтезированное понятие "конкурентоспособность страны".

Конкуренция – одна из фундаментальных категорий рыночной экономики, характеризующая противоречивый процесс взаимодействия и соперничества различных наиональных и иностранных субъектов рынка, стремящихся расширятъ сбыт своих товаров путем лучшего удовлетворения потребностей покупателей как в своей стране, так и за рубежом.

Конкуренция недобросовестная в ФЗ «О защите конкуренции» определена как любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлен на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести вред их деловой репутации (статья 4).

Контингентирование – в международной торговле установление государственного контроля над вывозом и ввозом товаров в пределах количественных или стоимостных объемов (контингетов, квот) в течение года или иного периода времени на односторонней, двусторонней или многосторонней основе.

Контрабанда – противозаконное перемещениечерез государственную (таможенную) границу товаров, валюты, других ценностей с уклонением от таможенного контроля, а также хранение контрабандных товаров и торговля ими.

Контрагент – сторона сделки, противостоящая другой стороне. Во внешнеторговых сделках в качестве контрагента российского продавца выступает иностранный покупатель, а контрагентом российского покупателя является иностранный продавец.

Контракт – основной внешнеторговый коммерческий документ, оформляющий сделки купли-продажи товаров, услуг и других объектов ВТД, в котором излагаются взаимные права и обязанности сторон (продавца и покупателя).                  

Контрафакция – незаконное использование чужого товарного знака, патента, подделка товаров известных на рынке иностранных и национальных фирм, ведение дела под чужим именем, чем ущемляются интересы подлинных владельцев (товаропроизводителей, авторов) и вводятся в заблуждение потребители.