Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 76

В структуру контрактной цены, помимо стоимости самой продукции, может входить стоимость упаковки, маркировки, транспортные и иные расходы, обусловленные конкретным базисом поставки, таможенные сборы и др.  Если товар неоднороден, поставляется в определенном ассортименте, то может устанавливаться некая усредненная цена на всю партию.  В  данном  случае  возможен  и  другой  вариант: согласование цены по-позиционно на каждый вид изделия (модель, сорт, марку, типоразмер, артикул). В некоторых случаях устанавливается исходная цена на основной сорт товара или показатель  качества,  принятый   за    базисный, и  определяется  размер  скидок  и /или надбавок за качество  соответственно  ниже или выше базисного, но, разумеется, в пределах допустимых отклонений.

В контрактах на комплектное оборудование  указывается окончательная цена на полный комплект оборудования  или  же в прилагаемой к контракту спецификации комплектующих изделий указываются цены на каждое из них в отдельности и обсчитывается итоговая сумма. Если продавец предоставляет дополнительные услуги, связанные с поставкой и использованием товара,  то стороны особо   оговаривают, включена ли стоимость этих услуг в контрактную цену или подлежит оплате отдельно.

За дополнительные услуги продавца  в контракте  могут  быть  предусмотрены  надбавки  к ценам,  в   чем  он,  естественно,  заинтересован.  Они   бывают   вознаграждением за успешное выполнение определенной работы.  

В свою  очередь,  покупатель  старается  добиться  на определенных  условиях включения  в  контракт  скидок  с цен. Скидки  могут  предоставляться за платеж авансом или наличными, увеличение объема заказа товаров массового (серийного) производства, получение  повторного заказа, на естественную убыль товара,  при продаже залежалого  товара и т. д.

Широко распространены сезонные скидки, предоставляемые в период массового поступления на рынок сельскохозяйственных товаров, временные скидки, действующие в течение краткого периода с целью ускорения сбыта товарных остатков, скидки на специальных массовых распродажах, организуемых в рекламных целях, скидки  при оптовых продажах и  т.п.,

В определенных случаях предоставление скидки носит скрытый характер, например, в торговых отношениях доверительного характера.  С  дочерними или зависимыми фирмами практикуется применение конфиденциальных скидок, называемых "бонусными". Договоренность о таких скидках может фиксироваться не в основном контракте, а в особом конфиденциальном соглашении, причем выплата этой скидки нередко обособляется от основного платежа и осуществляется путем перевода на особый счет, нередко в банк третьей страны.        

10.3.  Методы  и  способы  ценообразования

Важное прктическое значение имеет выбор метода установления  цены.  Можно  выделить  два  метода анализа и расчета цен - сравнительный и расчетный. Сравнительный метод удобен при расчете цен на товары массового и серийного производства, включая многие виды минерального сырья, продукцию сельского, лесного, рыбного хозяйства, промышленные товары широкого потребления. По этому методу цена на товар, выбранный в качестве объекта сделки, рассчитывается путем сравнения с известными ценами на аналогичные или подобные товары, реализуемые на мировом рынке.

Однако такой  подход  нельзя применять для товаров индивидуального производства, многих типов оборудования и видов услуг. Тогда используются расчетные методы. Один из них – расчет цены по удельной стоимости, традиционно применявшийся  к металлоемким, но несложным видам машинотехнической продукции (краны, турбины), металлоконструкциям и некоторым другим изделиям. За исходную величину принимается цена на известный вид, марку оборудования, исчисляется удельная стоимость единицы его веса (мощности или производительности), полученный условный результат умножается на соответствующий показатель однотипного оборудования иного веса (мощности или производительности) и итоговая величина служит ориентиром для определения вероятной цены новой марки оборудования.