Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 42

По  сравнению  с  Европой  и  Северной  Америкой   здесь  за  40  лет для  реального   развития процессов   экономической  интеграции   практически  ничего  не  сделано.   Дело  ограничивается  политическими  декларациями.  Удельный  вес  взаимной   торговли   многие  годы  остается  на  уровне  примерно   всего   20%  (сравните  с  ЕС  и  НАФТА)   и  в  4  раза  отстает  от  доли  торговли  с  остальными  странами,  среди  которых  выделяются   США  и  Япония.

Международное  разделение  труда  в  рамках  АСЕАН  таково,  что  говорить  о  каком – либо   заметном  взаимопроникновении  национальных  экономик,  взаимозависимости,  специализации  и  кооперировании  нет  оснований.   И  это  на  фоне  высоких  темпов   экономического  развития,  впрочем,  с  интеграцией   фактически  никак  не  связанного. Видимо,   объективно  она  этим   странам   для   экономического   прогресса  пока   не  очень  и  нужна.  Поэтому  у  них  все  еще  впереди.  Следует  также  обратить  внимание  на   большой  разрыв  в  уровнях  социально – экономического  развития  стран – участниц   объединения.

Организация азиатско- тихоокеанского экономического сотрудничестваАТЭС   была  создана  в  1989 г.  Россия  вступила  в  нее  в  1998 г.  В  это  объединение  входят  очень  разные  по  всем  параметрам  страны  -  самые  высокоразвитые, развивающиеся,  с  переходной  экономикой,  с  абсолютно  разными   национальными   традициями  бизнеса,  структурой  экономики,  природными   и   трудовыми   ресурсами  и  т. д.   Среди  них  члены  НАФТА,  АСЕАН,  интеграционных   группировок  Латинской  Америки,  Япония, Китай, Гонконг  как  особая  зона  Китая,  Ю.Корея,  Тайвань, Австралия,   Новая  Зеландия  -  всего  21  страна.

Пока  степень  интеграции  в  АТЭС  невелика.  В  основном  идут   процессы  в  рамках  входящих  в  нее   интеграционных  объединений.   Принимаемые  решения  носят  рекомендательный  характер.  Однако  принята  долгосрочная  программа  действий,  предполагающая  постепенное  движение  к  зоне  свободной  торговли.  Она  должна  быть  создана   к    2020 г.   Намечается  либерализация   в  сфере  телекоммуникаций,   в   условиях    взаимного   инвестирования.  Решения   и  рекомендации   касаются   всего  спектра  международного  бизнеса,  в  том   числе  не  только  на   межгосударственном,  но  и  на   корпоративном   уровне.

Следует  отметить,  что  участники  АТЭС  обладают  огромным   экономическим  потенциалом.  Их  удельный  вес   в  общемировом  ВВП  превышает  60%,  в  мировом  экспорте  составляет  45%,  импорте  - около  50%,  в  миграции  капиталов  -  около  80%.  Темпы  роста  опережают   показатели  мировой  экономики  в  целом.  Так  что  перспективы  для  взаимовыгодного  сотрудничества  на  путях  интеграции  имеются.

В  процессах    интеграции  в  Латинской  Америке  следует  выделить      Общий  рынок  стран  Юга  -  МЕРКОСУР.  Он   был  образован  в  1991 г.   тремя  странами  -  Аргентиной,   Бразилией,  Уругваем.  Впоследствии  присоединился  Парагвай.  Ассоциированными  членами  стали  Боливия  и  Чили.  Доля   этого  объединения   в  ВВП  Южной  Америки  превышает  50%,  в  товарообороте  составляет  55%,  в  привлеченных  прямых  иностранных  капиталовложениях  -  более  40%. В  названных  странах  проживает  половина  населения этого  региона.

В  договоре  закреплены  такие  важные  принципы,  как  создание  таможенного  союза,  свобода   миграции  капиталов  и  трудовых  ресурсов,  проведение  координированной    экономической  и  финансовой  политики.

Решения  принимаются   по  согласию  всех  сторон.  Ежегодно  проходит  саммит  глав  государств  и  правительств.  Он  намечает  программу  действий  на  очередной  год,  обсуждает  и  утверждает    стратегию  развития.  Руководящими  органами  являются  Совет  общего  рынка  в  составе  министров  экономики  и  иностранных  дел   и  Группа   общего  рынка   как  исполнительный  орган,  курирущая  работу  комиссий  по  основным  направлениям  деятельности.