Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 38

Дело  в  том,  что   пока  еще   нельзя утверждать, что участники любой интеграционной группировки в полном объеме объединили свои национальные хозяйства, стали  действительно  единым  хозяйственным  механизмом.  Иными словами,   нет  оснований    констатировать, что экономика стран, например, Евросоюза,  абсолютно  то  же  самое, во всех аспектах,  что  и  экономика  отдельно взятой страны.  Потому   что   препятствия во взаимоотношениях, даже в рамках этой наиболее продвинутой группировки,  всё ещё сохраняются, причём немалые. Однако тенденция к ликвидации различных барьеров, препятствующих  настоящему  объединению,   безусловно, имеет  место.  Данный  процесс   означает  развитие  интеграции  вглубь. А  присоединение  к  группировке  новых  участников – ее  развитие  вширь.

Интеграция – это объективный процесс, призванный устранить  субъективно  воздвигнутые    многолетние   и  даже  многовековые   барьеры между странами и их производителями.  Искусственно  ограничивая  международную  конкуренцию, затрудняя  перемещение  товаров,  услуг,  факторов  производства,  они  действительно  препятствуют  повышению совокупной   экономической   эффективности.

В  своем   развитии  интеграционные  процессы  проходят   несколько этапов.   Рассмотрим  их,   двигаясь  от более простых к  более   сложным.

На первом этапе создается такая форма, как зона свободной торговли. Это означает, что объединяющиеся  страны   должны ликвидировать тарифные, иногда нетарифные барьеры   во  взаимной торговле. Тем самым должно  быть  обеспечено   достаточно  свободное (а  иногда  и  абсолютно свободное) перемещение  товаров между участниками группировки. При этом каждая страна сохраняет свои собственные барьеры во взаимоотношениях  с так называемыми третьими  странами,  т.е.  не входящими в группировку.

Эти  сохраняющиеся  барьеры призваны затруднить  непосредственное проникновение товаров   из  третьих стран  в наиболее  защищенные из  интегрирующихся  экономик     от   внешней   конкуренции     и таким  образом  служат протекционистской мерой. Поэтому  для того, чтобы проникнуть в такие   защищенные   экономики,   бизнесменам   третьих стран  приходится  пользоваться  обходными  путями.  Они  ввозят  свои  товары  в наименее прикрытые  внешними  барьерами  страны  группировки   и далее, пользуясь свободой перемещения товаров в рамках интегрируемого  пространства, выходят  на искомые рынки.  При  этом  неизбежно  появляются  дополнительные  издержки,  что  уменьшает    или   даже  может  свести  на  нет  преимущество  в  ценовой  конкуренции.

На втором этапе  интеграции   создается таможенный союз, который, сохраняя   достигнутое   на первом этапе,   добавляет новый   интеграционный  элемент, а именно  формирует   единый   для   всех   участников  внешний  барьер  в торговле с третьими странами.

На третьем этапе образуется так называемый общий рынок, предполагающий   свободное   передвижение   не только товаров,  но и услуг, капиталов и рабочей силы.  В  принципе это означает создание единых условий   для предпринимателей  и  работников всех стран группировки. Тем не  менее сохраняются определенные «закрытые зоны». Например: в стратегически важные отрасли и объекты иностранцев не допускают. Госзакупки, как правило, достаются своим национальным компаниям. Не на все должности допускают иностранных работников,   например, в  органы   госуправления. Правила, касающиеся трудового законодательства,   в частности,  условий  и  оплаты труда – разные в разных странах.  Однако  тенденция  к стандартизации, унификации производства, потребления,  социального законодательства и т.п., проявляется достаточно явно. Но говорить об абсолютном единстве всех условий в экономической и социальной жизни,  даже на   этом  важном этапе,  всё ещё преждевременно.