Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 46

Однако весь мировой опыт говорит о том, что  создание и поддержание в работоспособном состоянии законодательной базы, на которой  работает    внутренняя  экономика  и  функционируют  внешнеэкономические  связи, механизм реализации законов на практике, налоговая, денежно – кредитная, антимонопольная, социальная  политика  -  все это важнейшие  функции государства. Защита собственности, конечно, - тоже. При этом часто (почему – отдельный вопрос) замалчивается тот факт, что в самых развитых странах именно государство является  крупнейшим собственником  и  исключительно  активным   участником,  а  не  только    регулятором  экономики.  В том числе и в США, о которых обычно чаще всего вспоминают в качестве образца для подражания.

Кроме того, как аксиома, то есть не требующее доказательств положение, преподносится мысль  о  том, что государственная  собственность всегда, в  том  числе  в МЭО,  заведомо неэффективна, в отличие  от частной. Хотя имеется  достаточно примеров противоположного свойства, не позволяющих согласиться с названной « аксиомой». Все зависит от конкретных условий, прежде всего законодательных, в которые поставлены все собственники, и, разумеется, от профессионализма  управленцев. Так что дело не только в форме собственности.

Хорошо  известно,  что  в  Советском  Союзе  была  стопроцентная  государственная  монополия  на  осуществление  всех  видов  ВЭД,  как, впрочем, и  практически  всех  остальных  тоже. Поэтому,  естественно, все  поступления  от  экспорта  нефти  шли  государству. Вот только  один  пример.

После  очередной  арабо - израильской  войны  в  октябре  1973 года  арабские  страны -  экспортеры  нефти в  отместку  Западу  за  поддержку Израиля  сумели  в  четыре  раза  поднять    на   нее цены. СССР  как  один  из  крупнейших  экспортеров  нефти  от  этого, конечно,  тоже  выиграл. За  период  с осени  1973 г.  по  1985 г., когда  цены  значительно  упали, общая  сумма  полученных нашей  страной  нефтедолларов  составила  179 млрд.

Важно  отметить,  что  тогдашние  доллары  по  реальной  покупательной  способности  превышали  сегодняшние    примерно  в  3,3  раза.  Как  советские  руководители  ими  распорядились, отдельный  вопрос. Здесь  принципиально  подчеркнуть  другое:  государственная  собственность, вопреки   широко  пропагандируемым  мифам либеральных  фундаменталистов, способна  приносить  огромные  доходы.  Что, разумеется,  не  снимает реально  существующей   проблемы  эффективного  ею  управления.  Можно  вспомнить, кроме  того,  что  в  Норвегии  и  Китае доля  государства  в  нефтяной  отрасли  очень  высока, а  в  арабских  странах   даже   равна  100%   собственности.  Что  не  мешает   им   получать  огромные  доходы.  А  в  России,  где  по  Конституции  недра  принадлежат  народу, реально  ими  распоряжаются  в  основном  частные  монополии. И  якобы  иначе   было  никак  нельзя.   Правда,  в  последнее  время  государство  сделало  шаги  по  возвращению  в  свои  руки,  точнее,  в  собственность  компаний  с  государственным  участием,   некоторой  части  нефтяной   отрасли.  Например, была  выкуплена  за  13,1  млрд. долл. компания  «Сибнефть»,  в  середине  1990 – х  г.г.  доставшаяся  Березовскому  и  Абрамовичу  за  0,1  млрд. долл.   Теперь  это  активы  «Газпромнефти».   Бывшее  имущество  ЮКОСа  тоже  выкуплено  госкомпанией  «Роснефть».  

В  данной  связи  следует  вспомнить  высказывание  очень  популярного  у  неолиберальных  экономистов  Нобелевского  лауреата  М. Фридмана:  «Строго  говоря,  нет  такого  понятия,  как  ресурсы  государства.  Есть  понятие  ресурсы  налогоплательщиков». 

Исключительно важна, даже еще  более значима  роль государства в регулировании  внешнеэкономической  деятельности.  Развивающиеся  вширь и вглубь  процессы  экономической интеграции,  участие  в  регулирующих мировое хозяйство международных  организациях, установление  и реализация  национальных, при уважении международных,  правил  для  субъектов  ВЭД – как резидентов, так  и нерезидентов – таможенных, тарифных, антидемпинговых,  всех  прочих, касающихся перемещений через границы товаров,  капиталов, услуг, интеллектуальной собственности, информации, рабочей  силы -  все  это является, как известно, прерогативами  государства.